Сорокажердьев, В. В. Пламя его куполов. Воскресенский собор в Коле, 1684-1854 / Владимир Сорокажердьев. - Мурманск : Опимах, 2020. - 42, [2] с. : ил., цв. ил., портр.

на в 1961 году для Мурманского об­ ластного краеведческого музея сде­ лал реконструкцию деревянной кре­ пости Колы и сотворил макет Вос­ кресенского собора с 18 главами масштабом 1:30. Он стал первым в череде мастеров, обращавшихся к кольскому шедевру, после него ма­ кеты строили Константин Наполов из Мурманска (1978), Владимир Миланов из посёлка Верхнетулом- ский (2009), Виктор Бахарев из Мос­ квы (2014). Рисунки Быстрякова кре­ пости и отдельных башен использо­ вал историк Иван Фёдорович Уша­ ков в своих первых краеведческих книгах. Он же, скрупулезный и до­ тошный в любом исследовании, пы­ тался разобраться, почему 18, а не 19 глав? Его смущало, что Шешенин, житель и очевидец разгрома Колы, назвал 18 глав. Предположил, что в ходе ремонта в 1834 году одну из глав с восточной стороны, над алта­ рем церкви Воскресения, могли убрать. Ушаков был автором обстоя­ тельного очерка об Успенской церк­ ви в Варзуге, вышедшем в 1974 году в Мурманске отдельным изданием к её 300-летию. Но когда написал ста­ тью о Воскресенском соборе, не мог напечатать в Мурманске по причи­ не запрета «религиозной пропаган­ ды». Успенская церковь в Варзуге — это национальное достояние, о ней был большой исследовательский ма­ териал А. В. Ополовникова в акаде­ мическом издании «Архитектурное наследство» (1955, № 5). А храм в Коле? Нет храма — и вспоминать нечего. Благодаря содействию сек­ ретаря Кольского райкома КПСС С. Н. Дащинского, который был сам краеведом, в 1980 году статью «По­ гибший шедевр» Ушаков опублико- J. Рисунки из книги архитектора В. В. Суслова «Путевые заметки о севере России и Норвегии»: Воскресенский собор (вверху) и Троицкая кладбищенская церквъ (внизу) 27

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz