Сорокажердьев, В. В. Пламя его куполов. Воскресенский собор в Коле, 1684-1854 / Владимир Сорокажердьев. - Мурманск : Опимах, 2020. - 42, [2] с. : ил., цв. ил., портр.

РИСУНОК ЖУКОВСКОГО Интерес к многоглавому деревянному шедевру в Коле проявился сразу же после его гибели, и справедливо до сих пор не уга­ сает среди искусствоведов и краеведов. Ещё до нападения английского парохо- да-фрегата «Миранда» в августе 1854 года коляне, предчувствуя беду, заранее вывез­ ли уездный архив и казну вверх по реке Ту- ломе. После пожара отправили в Кемь, куда вскоре переехали и кольские чиновники. Среди бумаг сохранились два ветхих рисун­ ка — южный фасад и план собора. Весной 1856 года в Кеми, проездом на Мурман, останавливался писатель-народник Сергей Васильевич Максимов. Коллежский реги­ стратор Александр Кириллович Шешенин, служивший ранее в Коле учителем, нари­ совал западный фасад сгоревшего Воскре­ сенского собора и передал писателю, а ри­ сунок южной стороны и план, наклеенные на один лист бумаги, по его рекомендации 16 марта 1856 года отправил в Санкт-Петер­ бург в Археологическое общество, предва­ рительно изложив на нём историю храма. Возможно, и эти рисунки, сделанные ранее, принадлежат руке Шешенина. Академик архитектуры Андрей Тимофе­ евич Жуковский, член различных обществ, по рисунку Шешенина изготовил более со­ вершенное изображение Воскресенского собора, вскоре оно появились в печати. В 1858 году в двух номерах журнала «Иллюс­ трация» писатель Сергей Максимов напеча­ тал статью «Кола» и рисунокЖуковского — западный фасад собора. Именно этот рису­ нок стал основой для последующих рекон­ струкций храма и публикаций. Первым «пе­ рерисовал» Жуковского художник-иллюст­ ратор из Польши В. Дмоховский, в 1881 году его рисунок появился в иллюстрированном издании «Живописная Россия», затем не­ однократно перепечатывался. Например, в в одном из изданий книги «Моря советской Арктики» (1948) известного исследователя Севера В. Ю. Визе. Два других рисунка (южный фасад и план) Жуковский, отметив их старину, опубликовал уже сам в небольшой статье «Воскресенский собор XVII века» в трудах Археологического общества. Приведём ча­ стично статью Жуковского: «Старинные деревянные русские церкви имеют важное значение при исследовании характера русского зодчества, его само­ бытности и степени развития. В деревян­ ных церквях по преимуществу надобно ис­ кать тех, свойственных русскому стилю, архитектурных форм, которые составля­ ют его особенность и отличие от зодче­ ства других народов. Все, или почти все, древние деревянные церкви в России были построены русскими мастерами, художни- ками-самоучками, которые руководство­ вались природным вкусом и русской смет­ ливостью. Деревянные церкви представля­ ют нам примеры, каким образом строи­ тели при ограниченных средствах и стес­ нительных для творчества условиях, вы­ ражали религиозные идеи и потребности народа вматериальных формах. Принятое и усвоенное христианством расположение частей храма, внутренние и наружные его священные формы и украшения предстоя­ ло здесь согласовать со свойствами стро­ ительных материалов, со способами пост­ роения и притом в зависимости от кли­ матических и других местных обстоя­ тельств. 23

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz