Сорокажердьев, В. В. Пламя его куполов. Воскресенский собор в Коле, 1684-1854 / Владимир Сорокажердьев. - Мурманск : Опимах, 2020. - 42, [2] с. : ил., цв. ил., портр.
РИСУНОК ЖУКОВСКОГО Интерес к многоглавому деревянному шедевру в Коле проявился сразу же после его гибели, и справедливо до сих пор не уга сает среди искусствоведов и краеведов. Ещё до нападения английского парохо- да-фрегата «Миранда» в августе 1854 года коляне, предчувствуя беду, заранее вывез ли уездный архив и казну вверх по реке Ту- ломе. После пожара отправили в Кемь, куда вскоре переехали и кольские чиновники. Среди бумаг сохранились два ветхих рисун ка — южный фасад и план собора. Весной 1856 года в Кеми, проездом на Мурман, останавливался писатель-народник Сергей Васильевич Максимов. Коллежский реги стратор Александр Кириллович Шешенин, служивший ранее в Коле учителем, нари совал западный фасад сгоревшего Воскре сенского собора и передал писателю, а ри сунок южной стороны и план, наклеенные на один лист бумаги, по его рекомендации 16 марта 1856 года отправил в Санкт-Петер бург в Археологическое общество, предва рительно изложив на нём историю храма. Возможно, и эти рисунки, сделанные ранее, принадлежат руке Шешенина. Академик архитектуры Андрей Тимофе евич Жуковский, член различных обществ, по рисунку Шешенина изготовил более со вершенное изображение Воскресенского собора, вскоре оно появились в печати. В 1858 году в двух номерах журнала «Иллюс трация» писатель Сергей Максимов напеча тал статью «Кола» и рисунокЖуковского — западный фасад собора. Именно этот рису нок стал основой для последующих рекон струкций храма и публикаций. Первым «пе рерисовал» Жуковского художник-иллюст ратор из Польши В. Дмоховский, в 1881 году его рисунок появился в иллюстрированном издании «Живописная Россия», затем не однократно перепечатывался. Например, в в одном из изданий книги «Моря советской Арктики» (1948) известного исследователя Севера В. Ю. Визе. Два других рисунка (южный фасад и план) Жуковский, отметив их старину, опубликовал уже сам в небольшой статье «Воскресенский собор XVII века» в трудах Археологического общества. Приведём ча стично статью Жуковского: «Старинные деревянные русские церкви имеют важное значение при исследовании характера русского зодчества, его само бытности и степени развития. В деревян ных церквях по преимуществу надобно ис кать тех, свойственных русскому стилю, архитектурных форм, которые составля ют его особенность и отличие от зодче ства других народов. Все, или почти все, древние деревянные церкви в России были построены русскими мастерами, художни- ками-самоучками, которые руководство вались природным вкусом и русской смет ливостью. Деревянные церкви представля ют нам примеры, каким образом строи тели при ограниченных средствах и стес нительных для творчества условиях, вы ражали религиозные идеи и потребности народа вматериальных формах. Принятое и усвоенное христианством расположение частей храма, внутренние и наружные его священные формы и украшения предстоя ло здесь согласовать со свойствами стро ительных материалов, со способами пост роения и притом в зависимости от кли матических и других местных обстоя тельств. 23
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz