Сорокажердьев, В. В. Пламя его куполов. Воскресенский собор в Коле, 1684-1854 / Владимир Сорокажердьев. - Мурманск : Опимах, 2020. - 42, [2] с. : ил., цв. ил., портр.
так чтобы при всех это дело было. Я, — го ворит, — так и батюшек-попов повестил. — Ладно, — сказывают, — будет по-тво- ему. Осталось три дня, церковь готова и крест у церкви прислонен стоит — бери, значит, и ставь. — Не пора ли-де? — опрашивают. — Нет, — говорит, — сказал в воскресе нье, так — так и будет. Глядят: сидит мастер на горе против собора, плачет, утром сидит, в полдень сидит, вечером сидит и всё плачет... Обе дать зовут — ругается, спать зовут — пинается, а сам всё на собор-от на свой смотрит, и всё плачет. Сидит он эдак-то и на другой день и другую ночь, и плачет уж — всхлипывает. Ребятёнки собрались, смеются над ним — не трогает, не гоня ет. В субботу только к вечерне сходил и опять сел на гору и просидел всю ночь. В воскресенье после обедни только вина по просил, да хлеба с солью на закуску. На род собрался весь, и стар и мал и удал; лопари, слышь, наехали из самых дальних погостов. Все его ждут. Приходит хмурой такой, не радостной, и хоть бы те, слышь, капля слезинки. Ждут, что будет. Молебен отпели, староста с шапкой ма стера обошёл народ, накидали денег много в его, мастерову, значит, пользу по обыча ям. Полез он с крестом на верёвке, уладил его, повозился там, стал у подножия-то — кланяется. Народ ухнул, закричал ему: «Бог тебе в помощь. Божья, мол, над то бой милость святая!» Всё как быть надо. Стал слезать — народ замолчал, слез — ждёт народ, что будет, не расходится. — К вам, — говорит, — православные, слово и дело. Пойдём, говорит, на реку на Тулому вашу. Там, говорит, я с вами гово рить буду. Народ испугался на первых-mo порах, да видят лицо его кроткое такое, светлое: по верили, пошли, смотрят. Подошёл он к крутому берегу, вытащил из-за пояса свое го топор свой, размахнулся, бросил его в воду и выкрикнул: — Не было такого мастера на свете, нет и не будет! Сказал слова эти, бросился в толпу; по бежали за ним, кто догадался, на кварти ру пришёл. Целый день не ел, всё ревел, бла гим матом ревел, да потом оправился и денежки взял и в своё место ушёл. С той поры, сказывают старики, сколь ко ни было ему зазывов, поклонов низких, просьб почестных, никуда не пошёл, топо ра не брал в руки. Лет с десяток жил после того и пил, мёртвую пил, слышь, и помер». Возможно, эта легенда родилась не на Кольской земле, а донеслась из Поморья, из Карелии. Там тоже существовала подоб ная легенда о строителе многоглавой Пре ображенской церкви в Кижском погосте, там мастер Нестор бросил топор в Онеж ское озеро, не надеясь больше сотворить лучше подобного. На Руси ходили легенды и об иных мас терах. И спросил благодетель: «А можете ль сделать пригожей, Благолепнее этого храма, другой, говорю?» И тряхнув волосами, ответили зодчие: «Можем! Прикажи, государь!» И ударились в ноги царю. И тогда государь повелел ослепить этих зодчих, Чтоб в земле его церковь стояла одна такова, Чтобы в суздальских землях И в землях рязанских и прочих Не поставили лучшего храма, чем храм Покрова! 15
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz