Сорокажердьев, В. В. Пламя его куполов. Воскресенский собор в Коле, 1684-1854 / Владимир Сорокажердьев. - Мурманск : Опимах, 2020. - 42, [2] с. : ил., цв. ил., портр.
кой отметили 150-летие первых кольских церквей с благословения владыки Мака рия и 100-летие закладки Кольского остро га по указу Ивана Грозного. В феврале 1681 года стольник Василий Иванович Эверлаков (или Еверлаков) при нял Кольский острогу воеводы Павла Гри горьевича Чирикова. Эверлаков происхож дением — из немцев. Известно о нём не много. Был воеводой в городе Уржуме в Вятской земле. В 1677 году получил зва ние стольника — пятая ступень в придвор ной чиновничьей иерархии. Умер в 1705 году. Был ли он инициатором закладки Воскресенского собора? Храмозданная надпись на соборе с лицевой стороны гла сила, что строился по благословению пат риарха Иоакима и архиепископа Афана сия, главы Холмогорской и Важской епар хии, учреждённой в марте 1682 года. Ко нечно же, Эверлаков содействовал строй ке. Покидая Север в 1683 году, он пожерт вовал потир (сосуд для причастия) для но вого храма. Эверлаков приехал в Колу с указом царя Фёдора Алексеевича о миссионерской де ятельности. В документе говорилось; «В Кольском остроге и уезде иноверцев и идо лопоклонников призывать во благочести вую нашу православную христианскую веру». Подобная бумага уже приходила во еводе Чирикову. То, что повеление исхо дило от государя, а не от патриарха, гово рило о политической подоплёке. В то время кольские священники выез жали в тундру примерно раз в год вместе со сборщиками дани. Большинство лопа рей почитали новую и старую веру — по клонялись Христу и языческим богам, камням-сейдам, деревьям, воде, прино сили в жертву оленей, рыбу, хлеб. При притеснении русских чиновников уходи ли за рубеж, в «немецкие земли», то есть подвластные датско-шведским королям. В том указе говорилось, чтобы лопарей не принуждали к крещению силой, действо вали «с любовью и приветом». В половине ноября 1681 года, когда реки и озёра встали, Эверлаков снарядил мис сионерский отряд в лице священника со борной Спасской церкви Алексея Симоно ва и жителя кольского посада Фёдора Сус лова. Миссионеры в течение зимы посети ли следующие лопарские погосты: на вос токе и юге — Вороненский, Семиостров- ский, Ловозерский, Масельский, Екостров- ский, Бабинский, на западе — Нотозер- ский, Сонгельский, Пазрецкий, Нявдем- ский. Миссионеры зачитывали царский указ, а потом выслушивали лопарей. Те признавались в жертвоприношениях, по обещали отказаться от них, вырубили свя щенные деревья, святые камни разрушили («те свои богомерзские жертвища все ра зорили, и впредь обещались тех своих злых мерзостей не творити»). Почти во всех погостах, кроме Пазрецкого, тогда же по ставили часовни, всего — 8. В Нявдем- ском погосте поставили позднее, а у паз- рецких лопарей имелась церковь Бориса и Глеба, построенная благоверным Трифо ном ещё в середине XVI века. Все лопар ские часовни записали в ведение Воскре сенского собора. Удивительно, но часовня ловозерских лопарей сохранилась до сих пор. В 2011 году её случайно обнаружили в тундре охотники в зарослях березняка в районе озера Лявозера. Благодаря хлопотам ме стных краеведов она укрыта защитным куполом. Следует вспомнить ещё об одном собы тии из эпохи Эверлакова. В феврале 1682 года воевода по доносу местного священ нослужителя Григорьева завёл дело на ссыльных стрельцов Ивана Самсонова, Прокопия Ледуношникова, Мартына Васи льева за то, что живут в разбойном сгово 12
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz