Сорокажердьев, В. В. Пламя его куполов. Воскресенский собор в Коле, 1684-1854 / Владимир Сорокажердьев. - Мурманск : Опимах, 2020. - 42, [2] с. : ил., цв. ил., портр.

кой отметили 150-летие первых кольских церквей с благословения владыки Мака­ рия и 100-летие закладки Кольского остро­ га по указу Ивана Грозного. В феврале 1681 года стольник Василий Иванович Эверлаков (или Еверлаков) при­ нял Кольский острогу воеводы Павла Гри­ горьевича Чирикова. Эверлаков происхож­ дением — из немцев. Известно о нём не­ много. Был воеводой в городе Уржуме в Вятской земле. В 1677 году получил зва­ ние стольника — пятая ступень в придвор­ ной чиновничьей иерархии. Умер в 1705 году. Был ли он инициатором закладки Воскресенского собора? Храмозданная надпись на соборе с лицевой стороны гла­ сила, что строился по благословению пат­ риарха Иоакима и архиепископа Афана­ сия, главы Холмогорской и Важской епар­ хии, учреждённой в марте 1682 года. Ко­ нечно же, Эверлаков содействовал строй­ ке. Покидая Север в 1683 году, он пожерт­ вовал потир (сосуд для причастия) для но­ вого храма. Эверлаков приехал в Колу с указом царя Фёдора Алексеевича о миссионерской де­ ятельности. В документе говорилось; «В Кольском остроге и уезде иноверцев и идо­ лопоклонников призывать во благочести­ вую нашу православную христианскую веру». Подобная бумага уже приходила во­ еводе Чирикову. То, что повеление исхо­ дило от государя, а не от патриарха, гово­ рило о политической подоплёке. В то время кольские священники выез­ жали в тундру примерно раз в год вместе со сборщиками дани. Большинство лопа­ рей почитали новую и старую веру — по­ клонялись Христу и языческим богам, камням-сейдам, деревьям, воде, прино­ сили в жертву оленей, рыбу, хлеб. При притеснении русских чиновников уходи­ ли за рубеж, в «немецкие земли», то есть подвластные датско-шведским королям. В том указе говорилось, чтобы лопарей не принуждали к крещению силой, действо­ вали «с любовью и приветом». В половине ноября 1681 года, когда реки и озёра встали, Эверлаков снарядил мис­ сионерский отряд в лице священника со­ борной Спасской церкви Алексея Симоно­ ва и жителя кольского посада Фёдора Сус­ лова. Миссионеры в течение зимы посети­ ли следующие лопарские погосты: на вос­ токе и юге — Вороненский, Семиостров- ский, Ловозерский, Масельский, Екостров- ский, Бабинский, на западе — Нотозер- ский, Сонгельский, Пазрецкий, Нявдем- ский. Миссионеры зачитывали царский указ, а потом выслушивали лопарей. Те признавались в жертвоприношениях, по­ обещали отказаться от них, вырубили свя­ щенные деревья, святые камни разрушили («те свои богомерзские жертвища все ра­ зорили, и впредь обещались тех своих злых мерзостей не творити»). Почти во всех погостах, кроме Пазрецкого, тогда же по­ ставили часовни, всего — 8. В Нявдем- ском погосте поставили позднее, а у паз- рецких лопарей имелась церковь Бориса и Глеба, построенная благоверным Трифо­ ном ещё в середине XVI века. Все лопар­ ские часовни записали в ведение Воскре­ сенского собора. Удивительно, но часовня ловозерских лопарей сохранилась до сих пор. В 2011 году её случайно обнаружили в тундре охотники в зарослях березняка в районе озера Лявозера. Благодаря хлопотам ме­ стных краеведов она укрыта защитным куполом. Следует вспомнить ещё об одном собы­ тии из эпохи Эверлакова. В феврале 1682 года воевода по доносу местного священ­ нослужителя Григорьева завёл дело на ссыльных стрельцов Ивана Самсонова, Прокопия Ледуношникова, Мартына Васи­ льева за то, что живут в разбойном сгово­ 12

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz