Сорокажердьев, В. В. Пламя его куполов. Воскресенский собор в Коле, 1684-1854 / Владимир Сорокажердьев. - Мурманск : Опимах, 2020. - 42, [2] с. : ил., цв. ил., портр.

дующем году укрепил её острогом, артил­ лерией и отрядом стрельцов. Борис Году­ нов был также последовательным защит­ ником интересов России на Севере и в Сибири. После вступления на престол в 1598 году, принимая датских послов, при­ шедших к царю с древней книгой истори­ ка Саксона Грамматика, ответил: «Нечего доказывать принадлежность Лапландии Норвегии ссылками на историков. Исто­ рики много пишут, но не всегда передают истину. Свидетельство живых людей име­ ет гораздо большее значение». На протяжении веков Колу посещали иностранные торговцы, путешественники, мореплаватели, с начала весны начинался наплыв на Мурманский берег рыбаков из Поморья. Кола была военным, политичес­ ким, хозяйственным центром огромной территории, была столицей Русской Лап­ ландии. А столица должна иметь яркое «православное лицо». Существующий од­ ноглавый соборный храм Всемилостивого Спаса не удовлетворял запросам и вкусам кольского духовенства, воевод, жителей. Они ревниво отнеслись к постройке в Вар- зуге в 1674 году красивейшего Успенско­ го храма высотой 34 метра, шедевра помор­ ской архитектуры, сотворённого мастером Климентом. Воскресенский собор начали строить в 1681 году, закончили через три года, освя­ тили в 1685 году, возможно, с участием ар­ хиепископа Афанасия из Холмогор. Лес для стройки имелся рядом. В XVII веке за Кольским острогом нежилое пространство в юго-западном направлении до реки Ту- ломы называлось Поле. Там было первое кольское кладбище и рос лес. По словам гидрографа М. Ф. Рейнеке, работавшего в Коле в 1826 году, именно из этого леса построен собор. Добротный сосновый лес имелся и выше по берегам Туломы. В на­ чале XVIII века он использовался для об- Вид Воскресенского собора с юго-запада. Реконструкция архитектора П. Н. Максимова. 1931 г. новления стен и башен Кольской крепос­ ти. Заготовлялся лес зимой, сплавлялся в весеннюю пору. На строительстве собора были задействованы московские стрельцы из полка Юрия Лутохина, сосланные в Колу в 1676 году за отказ принять церков­ ные новшества. Строили и соловецкие мо­ нахи, преследуемые за раскол, за сопро­ тивление реформам патриарха Никона. Неясно, на какие средства велось строи­ тельство, на чьё «иждивение» — государ­ ственное или народное. Как правило, жи­ тели сами нанимали мастеров и плотников, а затем содержали культовые строения. Но при строительстве такого грандиозного со­ оружения была возможна какая-либо ма­ териальная помощь со стороны местной епархии или Москвы. Не претендуя на историческую досто­ верность, скажем, что коляне этой строй­ 11

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz