Шахнович М. М. Археологическое изучение монастырей Русской Лапландии и Карелии // Краткие сообщения Института археологии. - 2023. - Вып. 271. - С. 363–384.

М. М. Шахнович «пятистенка» на невысоком подклете. О том, что это, возможно, остатки церк­ ви, говорит полное отсутствие бытовых находок и широтная ориентация здания (Шахнович, 2012). В 2015 г. на «нижней» усадьбе монастыря проводился поиск «братской мо­ гилы 116 мучеников». Для этого вокруг алтаря церкви были заложены пять шур­ фов общей площадью 10 кв. м. Работы показали, что культурный слой около алтаря церкви полностью уничтожен в 1970-1980-е гг. В нижней части шурфов найдено небольшое количество разновременных находок: кресальный кремень, четыре железных рыболовных крючка, два фрагмента медной посуды, обломок нательного крестика из меди, пять фрагментов красножгущейся керамики XVI- XVII вв., пять кусочков английской фарфоровой посуды в стиле Willow pattern конца XVIII в., две серебряные деньги периода Ивана IV (Шахнович, 2017б). В 2010 г. небольшим раскопом (33 кв. м) обследовалась относящаяся к мо­ настырю «старая» церковь свв. Бориса и Глеба на пограничной р. Паз, по­ строенная прп. Трифоном предположительно в 1565 г. Она находилась в 5 км от моря, на возвышенности левого берега реки, около древнего летнего погоста саам-сколтов5. Церковь сгорела в 1944 г. Средняя мощность слоя культурных отложений небольшая - 0,1-0,15 м. В коллекции находок можно выделить сред­ невековые вещи - биллоновый браслет, миниатюрную железную «простую» фи­ булу и группу церковных вещей, сильно пострадавших при пожаре: деформиро­ ванная церковная «свеча», части бронзового паникадила, оплавленные остатки блюда большого диаметра из медного сплава, фрагмент края колокола, кусо­ чек серебряной цаты, бесформенные слитки меди расплавившейся церковной утвари, две одинаковые книжные застежки, Прочие находки - это большое ко­ личество кованых гвоздей, российские и финляндские монеты XVIII-XX вв., несколько фрагментов керамики XVIII - начала XIX в., кресальные кремни, ча­ сти кованого дверного снаряда и т. п. Средневековые находки и большое коли­ чество раздробленных, без следов вываривания фрагментов костей северного оленя, находившиеся под полом здания, могут быть привлечены в качестве ар­ гумента для гипотезы о бытовании здесь, до строительства церкви, «языческого капища» (Шахнович, 2011). Кандалакшский монастырь располагался на приустьевом мысу левого берега р. Нива. Дата его основания - 1526 г. Во второй половине XVI в. мо­ нахами построено два храма: Рождества Пречистой Богородицы и св. Нико­ лая Чудотворца. Они неоднократно горели при неприятельских нападениях на Кандалакшу в 1589, 1613, 1615, 1855 гг. и от «небрежения» в 1693 г. Несмо­ тря на разорения, монастырь в XVII в. владел обширными соляными и рыбо­ ловными промыслами6. В 1742 г. обитель «по скудности и неумению братии и служителей» вести хозяйство приписана к Соловецкому монастырю. В 1764 г. 5 «Да на усть Пазы реки церковь страстотерпцев Христовых Бориса и Глеба дре- вяная клетски стоит беспения, вцеркве образы и книги и ризы монастырское строение. Да у церквы ж монастырских две кельи да амбар с погребом да сарай да п о в а р н я .» (Харузин, 1890. С. 440). 6 «В Кандалакшском монастыре церковь с трапезной и келарской, среди келий две больницы, поварня, хлебня, швальня, дружинная, скотный двор, амбары с монастыр- 377

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz