Шахнович М. М. Археологическое изучение монастырей Русской Лапландии и Карелии // Краткие сообщения Института археологии. - 2023. - Вып. 271. - С. 363–384.
М. М. Шахнович «пятистенка» на невысоком подклете. О том, что это, возможно, остатки церк ви, говорит полное отсутствие бытовых находок и широтная ориентация здания (Шахнович, 2012). В 2015 г. на «нижней» усадьбе монастыря проводился поиск «братской мо гилы 116 мучеников». Для этого вокруг алтаря церкви были заложены пять шур фов общей площадью 10 кв. м. Работы показали, что культурный слой около алтаря церкви полностью уничтожен в 1970-1980-е гг. В нижней части шурфов найдено небольшое количество разновременных находок: кресальный кремень, четыре железных рыболовных крючка, два фрагмента медной посуды, обломок нательного крестика из меди, пять фрагментов красножгущейся керамики XVI- XVII вв., пять кусочков английской фарфоровой посуды в стиле Willow pattern конца XVIII в., две серебряные деньги периода Ивана IV (Шахнович, 2017б). В 2010 г. небольшим раскопом (33 кв. м) обследовалась относящаяся к мо настырю «старая» церковь свв. Бориса и Глеба на пограничной р. Паз, по строенная прп. Трифоном предположительно в 1565 г. Она находилась в 5 км от моря, на возвышенности левого берега реки, около древнего летнего погоста саам-сколтов5. Церковь сгорела в 1944 г. Средняя мощность слоя культурных отложений небольшая - 0,1-0,15 м. В коллекции находок можно выделить сред невековые вещи - биллоновый браслет, миниатюрную железную «простую» фи булу и группу церковных вещей, сильно пострадавших при пожаре: деформиро ванная церковная «свеча», части бронзового паникадила, оплавленные остатки блюда большого диаметра из медного сплава, фрагмент края колокола, кусо чек серебряной цаты, бесформенные слитки меди расплавившейся церковной утвари, две одинаковые книжные застежки, Прочие находки - это большое ко личество кованых гвоздей, российские и финляндские монеты XVIII-XX вв., несколько фрагментов керамики XVIII - начала XIX в., кресальные кремни, ча сти кованого дверного снаряда и т. п. Средневековые находки и большое коли чество раздробленных, без следов вываривания фрагментов костей северного оленя, находившиеся под полом здания, могут быть привлечены в качестве ар гумента для гипотезы о бытовании здесь, до строительства церкви, «языческого капища» (Шахнович, 2011). Кандалакшский монастырь располагался на приустьевом мысу левого берега р. Нива. Дата его основания - 1526 г. Во второй половине XVI в. мо нахами построено два храма: Рождества Пречистой Богородицы и св. Нико лая Чудотворца. Они неоднократно горели при неприятельских нападениях на Кандалакшу в 1589, 1613, 1615, 1855 гг. и от «небрежения» в 1693 г. Несмо тря на разорения, монастырь в XVII в. владел обширными соляными и рыбо ловными промыслами6. В 1742 г. обитель «по скудности и неумению братии и служителей» вести хозяйство приписана к Соловецкому монастырю. В 1764 г. 5 «Да на усть Пазы реки церковь страстотерпцев Христовых Бориса и Глеба дре- вяная клетски стоит беспения, вцеркве образы и книги и ризы монастырское строение. Да у церквы ж монастырских две кельи да амбар с погребом да сарай да п о в а р н я .» (Харузин, 1890. С. 440). 6 «В Кандалакшском монастыре церковь с трапезной и келарской, среди келий две больницы, поварня, хлебня, швальня, дружинная, скотный двор, амбары с монастыр- 377
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz