Сергеев, А. М. Ключи : (философские размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 223 с.

34 СЕРГЕЕВ АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ Р а з м ы ш л е н и е 4 (Мир ребенка -> Взросление -> Неизвестное -> Темнота и серость себя -> Непонимание -> Предельное) Первая фаза взросления связана с обнаружением нами знаков и культурных нормативов, т.е. примет эпохи; особенно­ стей семьи, рода и народа. Вторая фаза - с нахождением возможности отказа от знаков и систематическим трудом, целью которого является становление именно своего мира. Ребенок входит в мир посредством выработки отношения к знакам путем приятия и отказа от них, когда опирается на приданную ему изначально способность означивания и устроения себя в мире через придание чему-либо конкретного зна­ чения, как и «встраивания» в уже имеющуюся семиотическую среду. Первоначально ребенок стремится стать частью мира других людей, ибо сталкивается с тем, что его мир, выраженный в совокупности зна­ чений, которыми живет только он сам, всерьез никто в расчет прини­ мать не хочет. Точнее говоря, мир ребенка может заставить считать­ ся с собой взрослых, однако с их стороны это допустимо, в первую очередь, для того, чтобы переустроить мир ребенка на «взрослый» лад и по «взрослым» лекалам. Отчасти это происходит и из-за того, что взрослый человек ощущает страх и опасность прикосновения как к своему миру, так и к миру любого другого, ибо сталкивается с принципиальной невозможностью аналитически переустроить и тем более утилизировать мир. Мир ребенка и его мышление легко вклю­ чают в себя невозможное, однако по мере его взросления эта - в общем-то, присущая любому человеку - способность дрябнет, осла­ бевает и может даже сойти на «нет». И если опыт детства оказывался странным, но в этой «странности» естественным пребыванием чело­ века в нераздельности его со своим миром, то последующая жизнь связывается со все более усложняющейся системой отказов от этого. Взрослея, мы все менее доверяем себе и своему миру. Мысль о том, что взрослое состояние определяется способно­ стью видеть мир своими глазами и жить своим умом, необходимо

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz