Сергеев, А. М. Ключи : (философские размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 223 с.

22 СЕРГЕЕВ АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ Р а з м ы ш л е н и е 3 (Я -> Аффект и мания -> Тождество и различие -> Потребность в риске -> Поступок -> Феномен поведения) Индивидуальная мысль и индиви­ дуальное чувство - это то, что определя­ ет человека. Культуры и эпохи отличаются тем, насколько практикуется в них инди­ видуальное начало, или, напротив, оно всячески блокируется. Стоит в этой связи привлечь внимание к исторической роли собраний в России. В любом собрании лю­ дей осуществляется согласование воль, речей и устремлений разных людей, когда индивидуальному началу надлежит развиваться в диа­ пазоне от формирования общих оснований жизнедеятельности лю­ дей до отречения от себя. Разумеется, о силе воли индивида здесь говорить не приходится. Скорее, надлежит столкнуться с атрофией воли и ее параличом, ведь редко кто может воспитывать и укреплять свою волю в противопоставлении общему. Правда, если это кому и удается, то волевые качества становятся крепкими. У проблемы повышенного значения коллективной ответ­ ственности, по сравнению с индивидуумом, есть еще один аспект рассмотрения. Дело в том, что решение возникающих в нашей жизни проблем должно быть по возможности инициировано на­ ми. В противном случае в нашей жизни прочно укореняется чужое, и опираться на свои силы нам уже не приходится по причине их от­ сутствия. Мы начинаем все последовательнее зависеть от другого: по преимуществу, зависеть от общественного. Наша безвольность в сочетании с безличностью выполняемых нами действий стано­ вится в этом случае основанием для повсеместной безответствен­ ности. Любой человек периодически собирает себя в своей мысли или в своем впечатлении. Другое дело, насколько такая собранность себя именно на своих основаниях способна быть интегрирована в обще­ ство без заметной неприязни и явного страха со стороны остальных. В целом индивидуальные усилия собирания человеком своей сути вос­ принимаются отечественным обществом с большим трудом.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz