Сергеев, А. М. Своё и я в перспективе метафизического языка / А. М. Сергеев // Диалог через границы: границеведение в перспективе идей М. М. Бахтина / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т, Ун-т Нурланда (Норвегия). - Мурманск, 2013. - С. 10-15.

С одной стороны, своё внутри Я сжимается и потому может анализиро­ ваться и контролироваться. С другой же стороны, мы периодически сталки­ ваемся с непознаваемостьюЯ. Иначе говоря, вмещение противоречивости своего в Я приводит к тому, что Я распадается на познающее Я, т.е. субъект сознании, и образ Я, реконструируемый сознанием в процессе познания и осознания нами себя. Наш отказ от метафизического языка, описывающего нас самих и своё, порождает нужду в мыслительной реконструкции своего в сознании, что и реализуется при обращении к конструкции Я, когда мы приучаемся рассма­ тривать Я в качестве вневременной и внепространственной субстанции. Субстанция Я позволяет соотносить и удерживать разные — по времени и месту происхождения — содержания сознания. Следующим шагом становится сопряжение Я как структуры сознания с телом, в результате чего тело не может мыслиться нами в качестве своего. Фактически Я понимается в качестве непознаваемой трансцендентальной формы, предшествующей нам самим и нашей жизни. После того, как вместо своего в нас «поселяется» Я, узурпирующее «пра­ ва» своего, наше тело к нам прямого отношение не имеет. Любые отноше­ ния человека со своим телом последовательно выстраиваются только на основе Я, а шире — на основе сознания и выполняемой работы осознания нами себя и своей жизни. Инстанция Я становится двойником и тенью вы­ полненного события — события своего1. Исторический поворот, осуществленный в новоевропейской филосо­ фии и связанный в первую очередь с именами Декарта, Канта и Гуссерля, выявил в сущности те изменения, которые переживаются каждым из нас по мере своего взросления. С момента возникновения структуры Я мы по­ рываем с метафизическим языком и его откровениями, вступая на путь управления собой. Мы стремимся к тому, чтобы сделать своё управляемым, но лучшее из того, что мы можем сделать, думается, состоит в обратном — в том, чтобы управлять Я от имени своего. Надо понять, что без усилия — усилия сознания — наше Я не длится, тогда как своё — оно всегда с нами, и потому разворот к себе вне опоры на метафизический язык невозможен. 1 См.: Сергеев А. М. На пути к себе: (Метафизические размышления). — Петрозаводск: Изд-во Петрозаводского университета, 2004; Он же.Свой (внутреннее; и позиция внешнего наблюдателя // Феномен границы: спосо­ бы его понимания, постижения и изучения (The Border Phenomenon: Ways of Its llndcratanding ~ Cognizance - Invesligatior»): Сб. научных статей: Материалы международного семинара. — Мурманск: МГПУ, 2009; Он же. Ключи: (Философские размышления). - Мурманск: МГГУ. 201.1.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz