Семенов, В. П. Счастье : эссе / Владимир Смирнов (Семенов) // Мурманский берег : литературный альманах / Мурм. обл. писат. орг. [Союза рос. писателей ; ред.-сост. Б. Н. Блинов]. – Мурманск, 1996. – [Вып.] 3. – С. 309-313.

СЧАСТЬЕ "Человек создан для счастья, как птица для полета". Куда упорхнула сегодня эта крылатая фраза Короленко? Кто осмелится вновь начертать ее на щитах "наглядной агитации"? Прекраснодушное высказывание, оторванное от жизни, не правда ли? Неправда. Человек действительно, хотя и недейственно, стремится к счастью, и уже сама неистребимость этого стремления доказывает его прирожденность, естественную законность. Другое дело, что каждый понимает счастье по-своему. Одни считают счастьем любовь, другие — везение, третьи — густое наслаждение. Многие нынче даже крышу над головой, даже возможность вволю выспаться или поесть, а то и выпить, "поторчать" могут наречь счастьем, хотя обыкновенно знают, что счастье не в этом. Но в чем? И вообще, что оно такое? Существует ли объективное, значимое для всех, определение счастья и того Эльдорадо, где растут благоуханные плоды? Будем добросовестными и проштудируем словари. Они если и не дадут узнать истину, то приведут наше незнание в систему. Слово "счастье" пришло в праславянский язык из еще более раннего древнеиндийского, и означало "хорошую часть", "хороший удел". Где-то там же, среди наших далеких предков, "счастье" раздвоилось, стало означать еще и "со-участие" в общем деле. Если бы братья-славяне этими двумя значениями и ограничились, то утверж дение Владимира Галактионовича "Человек создан дня счастья..." пожалуй не вызывало бы возражений и сегодня. Но под напором исторического времени "счастье" буквально раздробилось. В далевском словаре русского языка, составленном в XIX веке, мы уже насчитываем четыре группы понятий. Первая, основная, трактует счастье как судьбу, рок: "Всякому свое счастье; в чужое счастье не заедешь". Засим идет случайность, желанная неожиданность, талан, удача, спорина в деле: "Со счастьем на клад набредешь, без счастья и ф иба не найдешь". Третьим в порядке значений названо благоденствие, благополучие в смысле земного блаженства, желанной насущной жизни без горя, смут, тревог. А четвертая ipynna и вовсе плюралистична: она называет счастьем все то, что желанно каждому индивиду по вкусам и привычкам его: "Счастье в нас, а не вокруг да 310

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz