Семенов, В. П. HOMO AMANS - Человек любящий : (русская перспектива) / В. П. Семенов ; [Мурм. орг. Союза рос. писателей]. – Апатиты ; Мурманск : Живая Арктика, 2000. – XCV с. : ил.
XXXII Владимир Семенов те".Ее теперь рассматривают со стороны "истины", прикладывая к ней меру "истины", понятой как научный метод. С одной стороны, накап ливается огромная масса искусствоведческой литературы, стремящей ся "поверить гармонию алгеброй", рационализировать тайну творче ства. Появляется специальная наука эстетика, занимающаяся выч ленением, определением "прекрасного". С другой стороны, множество экспериментов ставят сами художники: поэты, живописцы, музыкан ты, скульпторы, режиссеры... В какой артистический цех ни загляни, - всюду поиск, опыты, новации. Это боги Нового Времени, вызванные к жизни исследовательской страстью рационализма. Сходное положение мы видим и в области "добра". С одной сто роны, появляется новая и новейшая этика как теоретическая дисцип лина, подвергающая философскому, лингвистическому, логическому анализу этические понятия и высказывания мыслителей прошлого. С другой стороны, образуются всевозможные течения психологии: на уки регистрирующей, объясняющей человеческое поведение, а теперь уже и влияющей на него через массовую популярную литературу и внушительную когорту психологов-практиков. "Добро" в Новое Время перестает быть строго нормативным, пе рестает быть голосом Божественного авторитета, обязывающего че ловека поступать так и не иначе. Оно становится наукообразной ин формацией о причинах и следствиях в психической жизни личности и коллектива. "Добро" теперь апеллирует к "истине", опираясь на зна ния, добытые рациональным научным методом, как и все прочие "ле гитимные" знания нашей эпохи, духовное состояние которой следует поэтому признать рационалистическим. Итак, три слоя, три формы бытия европейской культуры: язычес кая, ярко окрашенная "красотой"; христианская, зацикленная на "доб ре", и рационалистическая, замешенная (чуть не сказал "помешан ная") на "истине". Какова природа такого чередования культур? Или, иначе говоря, есть ли смысл во всей этой истории? В о п р о с э то н а и в а ж н е й ш и й . В 1882 году русский философ В. В. Розанов опубликовал неболь шую статью под названием "Три момента в развитии русской крити ки", где рассмотрел три подхода, три цели, которые поочередно ста вила перед собой отечественная литературная критика. На первой стадии своего развития она (во главе с Белинским) стре милась по преимуществу к целям эстетическим, отделяя прекрасное от посредственного, и тем немало способствовала формированию чувств и вкуса читающей публики. Затем обозначился второй фазис: эстетические цели отодвинулись на задний план, наслаждение пре
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz