Самсыка, А. А. Памятник Ждущей в Мурманске : роль общественности в монументально-скульптурном оформлении г. Мурманска на примере памятника "Ждущая" : историко-искусствоведческое исследование / А. А. Самсыка. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2018. - 126, [1] с. : ил., факс

Глава 1 Историко-искусствоведческое исследование истории создания и установки памятника «Ждущая» в Мурманске 1. Предпосылки создания памятника «Ждущая» вМурманске Размышляя о предпосылках создания памятника Ждущей в Мурманске, проведем небольшой экскурс в историю создания скульптуры в городской среде. Проблемам монументально-декоративного искусства как средствам художественного оформления городов уделяли боль­ шое внимание теоретики и скульпторы во все времена. Еще в античности рекомендовалось украшать статуями хра­ мы и города, а в эпоху Возрождения пытались построить тео­ рию декоративных пластических искусств, но без связи их с архитектурой ансамбля. Также с древнейших времен начинает появляться литература по этой тематике. Трактат римского архитектора Витрувия «Десять книг об ар­ хитектуре» был написан в I веке до н. э. и наибольшее распрост­ ранение получил в эпоху Ренессанса. В начале н. э. появляются труды древнеримского писателя Плиния Старшего, затем ита­ льянского скульптора Донателло, итальянского живописца и архитектора Вазари, а позже —трактаты аббата Ложье и фран­ цузского архитектора Леграна. В конце XIX—начале XX столе­ тия появляются исследования в этой области австрийского архи­ тектора К. Зитте, немецкого искусствоведа А. Э. Бринкмана. 7

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz