Самсыка А.А. Север в жизни и творчестве Н.К. Рериха. Наука и бизнес на Мурмане. 2010, № 1, с. 41 - 54.

42 РЕРИХИ. ГОРИЗОНТЫ КУЛЬТУРЫ «Плывут полунощные гости. Светлой полосой тянется пологий берег Фин ­ ского залива. Вода точно напиталась синевой яс ­ ного весеннего неба; ветер рябит по ней, сгоняя матово-лиловатые полосы и круги. Стайка чаек спустилась на волны, беспечно на них закачалась и лишь под самым килем передней ладьи сверк ­ нула крыльями — всполошило их мирную жизнь что-то малознакомое, невиданное... Длинным рядом идут ладьи; яркая раскраска горит на солнце. Лихо завернулись носовые борта, завершившись высоким стройным носом — дра ­ коном. Полосы красные, зеленые, желтые и синие наведены вдоль ладьи. У дракона пасть красная, горло синее, грива и перья зеленые. На килевом бревне пустого места не видно — все резное: кре ­ стики, точки, кружки переплетаются в самый сложный узор... Около носа и кормы на ладье щиты привешаны, горят под солнцем. Паруса своей пестротою наводят страх на врагов; на верх ­ ней белой кайме нашиты красные круги и раз ­ воды; сам парус редко одноцветен — чаше он по ­ лосатый: полосы на нем или вдоль, или поперек, как придется... Стихнет ветер — дружно подымутся весла; как одномерно бьют они по воде, несут ладьи по Неве, по Волхову, Ильменю, Ловати, Днепру — в самый Царьград; идут варяги на торг или на службу...» (Полякова, 1973. С. 65). Впоследствии это описание Рерих воплотит в картине «Заморские гости» (1901). На персональной выставке Рериха в Петербур ­ ге (1903) эту картину увидел и оценил финский критик Венцель Хагельстам. 5 апреля 1903 г. в газете «Хюфвюдстадсбладет» он опубликовал большую статью «Молодое русское искусство», из которой жители Финляндии впервые узнали о молодом русском художнике. «Искусство Ре ­ риха, — писал Хагельстам, — лучше всего себя чувствует в сумрачном мире саги» (Сойни, 2001. С. 13). В 1901 г. Н. К. Рерих написал картину «Ладьи». В «Ладьях» (см.'цв. вкладку) передано спокой ­ ное, сдержанное настроение мореплавателей. Мы не можем точно сказать, кто они, куда и откуда плывут. Судя по кораблям, это скандинавы. У древнерусских князей служили скандинавские дружины, воины были одновременно и торговыми людьми. В этой картине внимание художника со ­ средоточено на рисунке парусов, форме ладьи, де ­ талях костюма. В картине «Александр Невский поражает ярла Биргера» (1904) имена героев нам известны уже из названия. На переднем плане изображены сра ­ жающиеся вожди. Ярд Биргер, видный шведский полководец и правитель при королях Эрике Эрик ­ соне и Вольдемаре I (XIII в.), остался в истории как покоритель финнов. Он возглавлял крестовый поход в Финляндию. Ярла Биргера, пожелавшего обратить Русь в католическую веру, разгромил рус ­ ский воин князь Александр Ярославович в знаме ­ нитой Невской битве 1240 г. В картине прописаны лица воинов, рисунки на щитах, масть коней. Нимб над головой русского князя и стяг с частич ­ ным изображением архангела подчеркивают твер ­ Н. К. Рерих. Александр Невсь rii поражает ярла Биргера. 1904 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz