Самсыка, А. А. Елена Блаватская и Елена Рерих. Связь времен и учений / А. А. Самсыка. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2012. - 334, [1] с. : ил., карты, портр.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ЕЛЕНА ПЕТРОВНА БЛАВАТСКАЯ Атма, Буддхи, Манас — это высшее Я человека, обладающее троичной природой, как и сам Логос. Поэтому человек называет ся микрокосмом, в противоположность макрокосму —Вселенной. Скрытая божественная Сущность в человеке —высшее Я —Мо нада1является излиянием самого Логоса. Е. П. Блаватская пишет: «Будущее состояние и кармическая судьба человека зависят от того, притянется ли Манас вниз, к камарупе, вместилищу животных страстей, или же вверх, к Буд дхи, духовному эго, от которого исходит “беззвучный голос” на шего духовного сознания и чувство любви и сострадания ко все му сущему». Атму Блаватская поясняет так: «Единое с Абсолю том, как его излучение»2. Е. И. Рерих поясняла этот вопрос следующим образом: «Так в Учении именно это высшее Ego, эта триада (Атма, Буддхи, Манас. — А. С.) часто обозначается как зерно духа, не имеющее самостоя тельного непосредственного проявления на земле. Для проявле ния эта триада нуждается в четвертом принципе. Так человече ская душа должна включать четвертый принцип, называемый Кама, через который проявляется ЖЕЛАНИЕ в двух аспектах, как Кама-Манас (ментальность, или низший ум —интеллект, или в буквальном переводе “ум желаний”) и Форма (субъективная форма ментальных и физических желаний и мыслей). Это есть мыслитель в действии (который) в связи с Манасом (высшим) и Буддхи образуют высшее тонкое тело3, или духовную душу, духов ного, развитого человека. Так Кама-Манас является как бы мос том, соединяющим высший Манас с Кама-Рупа — соединяя, та ким образом, Манас и Форму, которые являются Кама-Манасиче- ским телом, или же человеческой душой. Именно, когда этот мост между Манасом и его низшим аспектом, Кама-Манасом, состо ялся, то есть, когда человек начинает получать запечатления от 1М о н а д а - единство, объединённая триада, атма-будхи-манас, или дуада - атма-будхи, бессмертная часть в человеке, которая перевоплощается в низших царствах и постепенно продвигается через них к человеку. Блаватская Е. П. Теософский словарь. - М., 2001. - С. 343. 2 Крэнстон С. Е. П. Блаватская. - Рига, 1996. - С. 285. 3 Астральное тело в отличие от эфирного двойника, часто называемого низ шим Астралом. (Прим. Е. И. Рерих). 90
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz