Романов, Б. С. Причалы мужества : очерки истории Мурманского ордена Трудового Красного Знамени морского торгового порта / Борис Романов ; под науч. ред. д-ра ист. наук. А. А. Киселева. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1977. - 254, [2] с. : ил.

синдиката. Разгрузка его велась по варианту борт—узкоколей­ ка—товарные весы—железнодорожный вагон и продолжалась всего четверо суток. В дальнейшем поток хлопка из портов Гер­ мании и Америки все увеличивался, и мурманские портовики тех лет с благодарностью вспоминали председателя текстильного синдиката В. П. Ногина, много сделавшего для оживления рабо­ ты порта. 7 ноября 1923 года первым рейсом на Лондон по вновь от­ крытой линии Архангельск—Мурманск—Англия—Германия ушел пароход «Юшар». 10 декабря началась первая экспортная кампания (вывоз зерновых), интенсивно продолжавшаяся всю зиму. На линии Мурманск—Англия—Германия зимой 1923/24 года стояло уже 5 пароходов Совторгфлота. Вот для примера сводка по порту на 14 апреля 1924 года: «Движение судов в Мурманске: 11 апреля из Ливерпуля прибыл пароход «Гарибальди» с 340 т хлопка, 25 т стальных листов, 0,5 т одежды, 40 т машин и 5 т пряжи. 13 апреля прибыл из Гамбурга пароход «Юшар» с 513 т селитры, 320 т толуола, 62 т дубильного экстракта. Па­ роход «Большевик», пришедший с хлопком и шерстью 31 марта сего года, ушел в море 11 апреля со 106 вагонами вики, гороха и гречихи. В ближайшие дни ожидаются пароходы «Лозовский» и «Тобольск» из Англии, «Спартак» из Германии с разным гру­ зом, «Кастор» и «Лаборио» из Нового Орлеана с хлопком, «Се­ дов» и «Либкнехт» с грузом хлопка, олова и тракторов из Ев­ ропы. Подходит к Мурманску пароход «Бетти Меркс» с амери­ канским хлопком, для встречи которого выслан из порта катер». Все грузовые операции в порту производились досрочно, вы­ полнялась даже чрезвычайно высокая норма погрузки при фрах­ товке некоторых пароходов — 750 тонн в сутки, и уплата контр­ сталийных ни разу не имела места. Население Мурманска ежегодно увеличивалось, и к декабрю 1924 года достигло уже 6282 человек. Улучшились и бытовые условия, снабжение предметами первой необходимости, здраво­ охранение: к примеру, если в 1921 году на Мурмане цингой боле­ ло 1420 человек, в 1922 году — 484 человека, то в 1924 году — только 175 человек. Значительно снизилась смертность от тифа, малярии, простудных заболеваний. Вместе с тем на предприятиях города, включая порт, не хва­ тало более 25% рабочих, большинство старалось отработать вербовочный срок и уехать; было и много других трудностей, связанных с неблагоустройством жизни и наследием разрухи, но не единым лишь трудом, едой и сном жили люди. 51

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz