Разумова, И. А. Творчество городских самодеятельных поэтов как индикатор региональной общности // IV Масловские чтения, [Мурманск, 15-16 декабря 2005 г.] : сборник научных статей / Федер. агентство по образованию [и др.]. – Мурманск, 2006. – С. 46-49.

во собственно поэтических, публицистических и бюрократических штампов. Штамп для непрофессиональных поэтов - принадлежность государственного языка, а госу­ дарственный язык - язык высокий и, одновременно, доступный читателям, следова­ тельно, достойный поэзии. Наряду с собственно лирическими стихотворениями, ши­ роко используются такие классические (и консервативные) жанровые формы, как ода, сатирическое стихотворение, эпиграмма, эпическая поэма. Один из излюблен­ ных жанров - песня, причем преобладают песни о родном городе и крае. Как демонстрируют социологический анализ непрофессионального сочини­ тельства и сам корпус текстов, авторы, которые не принадлежат к литературной элите, особенно выходцы из культурно непривилегированных групп, в своем творче­ стве ориентируются (далеко не всегда осознанно) на идеальные представления о литературе. Очевидна их установка на те жанры и формы, которые воплощают эти представления: во-первых, на поэзию; во-вторых, на исторические этюды (1, с. 468]. Потому столь разнообразны и многочисленны поэтические произведения, посвя­ щенные, в частности, историческим судьбам края, страны. Одно из возможных на­ правлений изучения такой литературы - выявление устойчивых (массовых) и варьи­ рующихся (индивидуализированных) тем, образов, символов и т.д., связанных с во­ площением тех или иных сторон реальности. Ориентируясь на нормативное, обще­ значимое, такие тексты представляют стереотипизированные культурные ценности, в том числе образы места, локальную символику, устойчивые сюжеты, связанные с пространственным и историческим профилями региона, города, сообщества. Боль­ шинство самодеятельных поэтов объединяет интерес к краеведческой тематике. Рассматриваемые тексты, несомненно, выполняют собственно эстетическую функцию в соответствии с установкой авторов и избранной ими формой творчества. При этом многие из этих поэтических произведений имеют ясно выраженную соци­ альную прагматику. В них усилены референтивная (информативная) и дидактиче­ ская функции, что связано с ориентацией на сообщение историко-краеведческих сведений, прославление известных деяний, событий, лиц, объектов, утверждение нормативно-цен-ностных образцов. Явно выражены просветительское назначение и воспитательный характер стихов. Поводом для их сочинения нередко служат юби­ лейные события в жизни края, городов, градообразующих предприятий, знаковых персонажей и объектов культурной среды. Эти особенности произведений в значи­ тельной степени определяют способы их публикации, тиражирования и представле­ ния читателю. Так, поэтический сборник «Хибиниада», вышедший в Кировске в 2004 г., посвящен 75-летнему юбилею ОАО «Апатит» и вполне закономерно издан на средства этого крупнейшего в регионе предприятия. Дню города Кировска посвяща­ ется и сборник «Хибинская рапсодия» (Апатиты, 2004 г.) Т.В. Соловьевой. Сборник также увидел свет благодаря финансовой помощи комбината «Апатит», на котором когда-то работала Т.В, Соловьева. Стихи местных поэтов сопровождают фотогра­ фии альбомного издания, опубликованного к юбилею г. Мончегорска, с предисло­ виями мэра города и генерального директора ОАО «Кольская ГМК» [3]. Поэма «О го­ роде Полярном, о флоте легендарном...» (Североморск, 2003 г.) Ирины Ядринцевой, в свою очередь, посвящена 70-летию Краснознаменного Северного флота и 105-й годовщине со дня основания г. Полярного. Поэма адресована детям среднего школьного возраста, поэтому в ней особенно ярко выражено образовательное и воспитательное начало. Тексту предпосланы обращения к юным читателям главы ЗАТО г. Полярный, командующего Северным флотом и ученого-историка, который фактически сформулировал социальные функции поэмы: «Юные друзья! Читайте эти страницы о своем городе, старайтесь изучить его облик, берегите все, что было создано до вас, любите свою малую Родину!» [8, с. 2]. Таким образом, местные по­ эты более или менее сознательно выражают ценности, актуальные для официаль­ ной культуры регионального уровня. Произведения содержат те ключевые образы «малой родины», вокруг которых объединяются локальные сообщества. 47

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz