Пожидаева, О. В. Психоделика в русской словесности - миф или реальность? : размышления над статьей последнего словаря-путеводителя по современной русской словесности Сергея Чуприна / О. В. Пожидаева // Наука и образование. - 2010. - № 11. - С. 170-175.

О. В. Пожидаева Психоделика в русской словесности —миф или реальность? 175 мире в произведении Пепперштейна и Ануфриева за­ нимает парторг крупного завода Дунаев, который во время эвакуации становится жертвой взрыва и попа­ дает в «промежуточное пространство». Получается, что нет не только мира, в котором мы живем, но и людей. Есть отдельные существа, между ними — пропасть. Единственное, что их объединяет —мифо­ генная любовь —«странное, запредельное чувство влечения друг к другу, влечения, которое создает то, что называется мифом». Когда читаешь «Мифоген­ ную любовь каст», невольно вспоминаешь самоха­ рактеристику современного поэта Т. Кибирова: В сущности, я не люблю жить, Я люблю вспоминать. Но я не могу вспоминать не по лжи, но все норовлю я песню сложить, то есть, в сущности, лгать. Лгать, сочинять, песню слагать, ответственн ость тоже слагать. Уд — за старательность. Неуд — за жизнь. По пению — с минусом п я т ь .1 Опьянение, состояние транса как переход чело­ века в мир потусторонний или «промежуточный» — универсальная черта всех культур, начиная от приня­ тия напитка сомы в древнеиндийских Ведах. Оценка этого мира разными культурами в разное время раз­ лична: это может быть пространство богов или мир запретный темных сил. Психоделика может стать методом обретения себя, мира, самоуничтожения, самоотрицания, самоанализа, карнавального дура­ чества юродивого. Продуктивность обретения этого мира или игры с ним предельно субъективна и неод­ нозначна. Русская литература, в том числе и совре­ менная, в которой «искусственный рай» становится составляющей художественного пространства, дума­ ется, с одной стороны, наследует культуру и фило­ софии юродства, с другой —православную культуру, где опьянение, в том числе и в широком понимании значения слова, рассматривается как грех, двоевер- ное служение бесам и языческим богам. 1 Кибиров Т. Новые стихи // Знамя. — 1999. —№ 4. — С. 6.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz