Петровский, М. Н. Очерки по истории экспедиций Петербургской академии наук в XVII веке в Русскую Лапландию / М. Н. Петровский. - Москва : Наука, 2024. - 287 с.

234 зывает, что из последнего «выходит река Нива, в Кандалакскую губу текущая». Эти наблюдения указывают на то, что Николай Яковле- вич не находился всё время в Коле, а ещё летом совершил путеше- ствие из Колы в Кандалакшу и обратно в Колу, поскольку такие наблюдения он не мог выполнить зимой во время своего пути из Колы в Архангельск. О совершённых Озерецковским путешествиях во внутренние части Русской Лапландии говорят и приводимые им подробные сведения о лопарских погостах, а также описание быта лопарей, который он видел собственными глазами. Этому описанию посвя- щена вся вторая половина статьи «Продолжение описания Колы». Озерецковский сообщает, что «во всей Лапландии, каменистыми горами, лесами, озерами и тундрами изобилующей, обитают Лопа- ри. Селения их называются погостами, которых числом 22. Из них в 15 погостах живут совершенные поданные России, а в 7 –Шве- ции принадлежащие и только на Российской земле живущие, за которую платят России дань, по чему и называются двоеданцами. Сии Шведские Лопари в государственное изчисление Российских поданных не входят; число же Лопарей собственно России при- надлежащих, простирается только до 785 душ мужеского пола»  139 . Николай Яковлевич приводит и точные числа мужских душ в ка- ждом погосте, а также в каком погосте какую дань платят шведские лопари России с одной мужской души в год, так шведские лопари Массельгского погоста платят 3 руб. 92 коп., Няткозерского – 4 руб. 54,5 коп., Солозерского – 9 руб., Смецкого – 3 руб., Шобен- ского и Ратного по две шкуры бобра, а Верхнего Икандровского – 30 ефимков и «два бобрика». Интересны наблюдения Озерецковского в отношении христиан- ской веры лопарей, он пишет, что «все Лопари, России подданные, суть Християне одной с нами веры, к которой многие из них при- креплены весьма усердно», но среди российских лопарей все «ду- ховные потребы исправляет» Кольский священник, лишь только он один ездит по погостам, но «от сего теплая вера Лопарей не хладне- ет. Многие из них по большим праздникам приходят в Колу един- ственно для того, чтоб слушать Божию службу. Усердие их к вере очень видно из того, что как 1 числа Августа (12 августа. – М.П. ) ис- полнено было на устье реки Колы водоосвящение, то бывшие при том Лопари в одежде бросились в воду, и окунывались в ней из ува- жения к освященной стихии»  140 . Озерецковский отмечает, что лопа- ри, живущие от Кильдина до Поноя, постов не соблюдают и всегда 139 Озерецковский Н. Я. Продолжение описания Колы … С. 16–17. 140  Там же. С. 18–19.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz