Петровский, М. Н. Очерки по истории экспедиций Петербургской академии наук в XVII веке в Русскую Лапландию / М. Н. Петровский. - Москва : Наука, 2024. - 287 с.
206 объединены с преподаванием других предметов. При этом Платон настаивал, чтобы ученики философского класса занимались не только лишь одними «умозрениями», но также сочинением писем и речей. При Платоне Левшине в семинарии стали читать не только логи- ку и метафизику, но и натуральную философию по учебникам не- мецкого философа Ф. Х. Баумейстера и физику в изложении лейп- цигского философа И. А. Эрнести. Кроме наук, Левшин огромное значение придавал нравственному воспитанию семинаристов. В составленной Платоном инструкции «Учреждение об образе жи- тия и содержания семинаристов» 71 . От семинаристов требовалось «иметь между собою обхождение вежливое и дружелюбное и не чи- нить никаких ссор; каждому называть друг друга именем его и от- чеством, и прозванием с приложением слова: господин». Чтобы искоренить неравенство между бедными, а их было большинство, и богатыми семинаристами, инструкция запрещала использовать в семинарии вещи, доступные только лишь богатым. Наставни- кам предписывалось «наблюдать, чтоб в семинарские покои или близко оных ничего съестного, что к лакомству служить может, для продажи никогда приносимо не было, дабы между семинаристами равенство потеряно не было». В воспитательных целях для того, чтобы семинаристы могли «научиться лучшему между людьми об- хождению и пристойной смелости», преподаватели обязаны были вести с учениками «разговоры как серьезные, так и забавные». Та- кова была, благодаря Платону, обстановка в Троицкой семинарии во время учёбы в ней Озерецковского. В 1767 году Николай Яков- левич уже учился в классе философии и по отзывам архимандрита Платона 72 преуспевал в науках. Поскольку, как я отмечал, 22 октября (2 ноября) 1767 года на за- седании Конференции Академии было решено включить в состав физических экспедиций «либо студентов, либо семинаристов», до- статочно подготовленных для того, чтобы под руководством акаде- миков изучать естественные науки и «знакомится с произведения- ми русской природы». 14 (25) ноября 1767 года в Святой Синод было отправлено письмо директора Академии графа Владимира Орлова: «Академии настоит теперь нужда в молодых людях от пятнадцати до двадцати лет, а не более, поведения добраго и незазорнаго, раз- умеющих латинский язык, то прошу Святейшаго Правительствую- щаго Синода, не угодно ли будет приказать дать Академии таковых из Иконоспасской академии, десять из Троицкой Сергиевой лавры, 71 Смирнов С.И . История Троицкой… С. 452–456. 72 В 1766 году Платон стал настоятелем Троице-Сергиевой лавры.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz