Мосолов, С. В. История казачества : памятка заполярному казаку / Сергей Мосолов. — [Б. м.] : Издательские решения, 2020. — 402 с.

язык, пеони и молитвы к л з л к о е Казаки должны знать и изучать язык (гутар), диалект своих предков, чтобы знать, как говорили они, знать ис­ торию и культуру казачества, уметь правильно употреб­ лять диалектную лексику в своей речи. В основе казачьего говора лежит национальный рус­ ский язык. А давние связи казаков с тюрками и малорос­ сами оставили в языке казачества большой запас слов этих народов. У казаков сохранились тюркские и мало­ росские названия не только одежды (папаха, кафтан, шаровары , башлык, бекеша, бешмет), но и пищи (кай­ мак, айран, вареники, кулеш, саламата, бурсаки), эле­ ментов военного и хозяйственного быта (шашка, нагай­ ка, бунчук, булава, хоругвь, каламарь, арба) и так далее. За две тысячи лет язык казаков менялся неоднократ­ но. В самом истоке это был «скифский язык», на котором общались готские и сарматские (кавказские) племена об ­ щего индоевропейского корня. Древнеримский поэт Овидий в «Посланиях с Понта» отмечал, что язык гетов (готов) и сарматов был сходен со скифским. Письмен­ ность этого периода была руническая, все священные храмовые книги раннего периода апостольского христи­ анства были выполнены особым скифским алфавитом, позже названным «антикумом». После того как на терри­ тории бывшей Скифии с X века образовалось княжество Тмутаракань (Азовская Русь как провинция Киевской Ру­ си), племена, его населяющие, стали ускорено перехо­ дить на древнеславянский язык. Священные книги со скифского «антикума» переписывались «кириллицей» на церковнославянский язык русского православия (Ев­ граф Савельев. «История казачества с древнейших вре

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz