Мой XXI век. Долгий путь к свету : биографические очерки / митрополит Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург : Ладан ; Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2019. - 179, [1] с. : ил., портр., факс.

Или, может быть, это мой нынешний Владыка, мурманский архиерей, постригавший меня в 2000 году и рукоположивший в священный сан, духоносным советам которого я неизменно следую, и поныне сверяя с ними свой жизненный путь? Итак, я подвожу итог тому, что постиг из всего произошедшего в моей жизни. У нас всех один Духовный Отец - Господь наш Иисус Христос. Но при этом каждый из смертных, кто избирается Духом Святым воз­ вестить нам, те самые Его « глаголы вечной жизни» (Ин.6,68), становится нам духовным отцом. И вопрос, скорее, не в том, кто он, тот, который бу­ дет нам их возвещать, а насколько мы готовы их услышать. И если любой из вас, здесь присутствующих, будет избран произнести эти глаголы бо­ жественной мудрости, то я постараюсь их услышать, и тот человек станет мне в этот момент духовным отцом». Помню, я не ожидал тогда столь бурной реакции. Каждый готов был оторвать мне руку, тряся ее в поздравлениях: «Если бы не Ваше высту­ пление, т о ...» И «прочие безумные глаголы», так отравляющие душу тщеславием. «Скрепить любовью ...» «Единство, говорит оракул наших дней, Быть может скреплено железом лишь и кровью. А мы попробуем скрепить его любовью, А там посмотрим - чье сильней!» Ф.И. Тютчев Так ответил наш русский поэт железному канцлеру Бисмарку. Здесь, в этом противопоставлении, сокрыта очень большая проблема. Либо «железо и кровь», которые царствовали в прошлой человеческой исто­ рии, созидая языческие цивилизации древности, либо любовь, которую возвестил пришедший в мир Спаситель, созидающая человека для веч­ ности. Так как все же в жестоких обстоятельствах войны защититься человеку от всевластия «железа и крови», как «скрепить любовью» свою душу и не дать ее разрушить? Что может тягаться с торжеством смерти на войне? Каждый, кто по-настоящему воевал и в силу обстоятельств должен был убивать, неизбежно становится духовно больным человеком. Един­ 130

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz