Мой XXI век. Долгий путь к свету : биографические очерки / митрополит Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург : Ладан ; Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2019. - 179, [1] с. : ил., портр., факс.

(Еккл.10,19). Но по своей неопытности и юному легкомыслию ему ка­ жется, что это найденное им подспорье универсально и что вообще оно теперь самый лучший его друг. Но он не знает главного: одно и то же вино может быть орудием со­ вершенно разной направленности. «Хлеб и вино и елей» избраны Богом от начала как особые вещества, сверхъестественным образом восприим­ чивые к молитве и способные менять свои свойства. Мы здесь не гово­ рим о воде, которая есть само существо и олицетворение всякой жизни, и целительный потенциал Святой воды трудно переоценить. Однако вся суть, сердцевина христианского богослужения сосредо­ точена в хлебе и вине, которые с момента Тайной Вечери вот уже как две тысячи лет способны претворяться в Тело и Кровь Христа. Если в целом затронуть отношение к вину и тему винопития, то не­ вольно вспоминается обязательное у всех народов мира «наговарива­ ние», словесное воздействие на подымаемую емкость с этим напитком. Это то, что на Руси называли «здравицей», а теперь «тостом»1. Во вре­ мена христианские эти слова, безусловно, обрели характер молитвенно­ го прошения. И тут многое зависит от самого человека, от того в чьих руках бокал, какими словами и делами славят Бога собравшиеся на пир. И тогда в одном случае Господь повелевает: «пей в радости сердца вино твое, когда Бог благоволит к делам твоим» (Еккл.9,7), а в другом случае грозно предупреждает: «виноград их от виноградной лозы Содомской и с полей Томоррских ; ягоды их ягоды ядовитые, гроздья их горькие ; вино их яд драконов и гибельная отрава аспидов» (Втор.32,33). Человек неверующий, творящий дела, неугодные Богу, начинает пить этот «яд драконов» и, отравляя им душу, в конце концов порабощается им. Но он все еще горд, величествен и силен, пытаясь убедить себя и окружающих в том, что если захочет, то сразу бросит пить. На самом деле он уже жалок, смешон и полностью обессилен. Каждый психиатр и врач-нарколог знают, что надежда на исцеление появляется лишь после смиренного признания алкоголиком одного фак­ та: я сам ничего сделать не в силах. Как известно, «Бог гордым противит­ ся», и, понуждая несчастного к этому акту смирения, Он заботится о его спасении, для чего и низводит до скотского состояния, делая его посме- 1 В давние времена в вино непременно бросался кусочек хлеба, что и определило название «тост» (от англ. toast). 113

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz