Мой XXI век. Долгий путь к свету : биографические очерки / митрополит Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург : Ладан ; Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2019. - 179, [1] с. : ил., портр., факс.

Что касается белого духовенства, то переодевание попов в светские пиджачки наступило лишь незадолго перед революцией. Никто не спо­ рит, что ношение положенной по сану одежды в общественных местах есть исповедничество. Особенно хорошо это понимали наши собратья времен большевистских гонений XX века. Как, например, священник Григорий Лисиенков из пос. Умба, расстрелянный в 1937 году по статье 58-10 (Антисоветская агитация). Так вот, в его деле было особо оговоре­ но, что он позволял себе «открыто ходить по поселку в священнической одежде». Тогда это было страшно и смертельно опасно, но батюшка хо­ дил - и принял венец мученический. Церковному причту необходимо на­ конец прийти в себя после гонений и поменять местами норму и исклю­ чение из нее. Это что касается отца Николая. С отцом же Василием мы познакомились лишь года через три. Прав­ да, справедливости ради следует заметить, что фактически мы встреча­ лись с ним много-много раньше, аж в середине XX века. Когда осенью 1953 года меня крестили в Свято-Никольском Морском кафедральном соборе г. Ленинграда, то Таинство Крещения совершил только что за­ кончивший семинарию молодой иерей Василий Ермаков1. Это была, если так можно сказать, наша первая с ним встреча. В следующий раз мы встретились через пятьдесят лет, когда в 2003 году, уже будучи священни­ ком, я попросился у него послужить воскресную Литургию в родной Се- рафимовской церкви. Отец Василий отнесся ко мне с небывалой теплотой. Мне подчас было даже временами неловко от его столь щедрого ко мне внимания и прямо-таки отцовской любви. Еще он постоянно поднимал тему о не­ обходимости моего перевода в Петербург, чтобы я служил именно в этой церкви, у нашей «семейной» иконы. Учитывая его близкие отношения с Патриархом Алексием, думаю, и он этого не скрывал, достаточно было лишь моего согласия. Но я, конечно же, не мог так поступить, не мог под­ вести своего Владыку и бросить те исследования и труды, в которых оче­ видным образом так нуждалась наша молодая Мурманская епархия. 1Тайную и сверхсекретную операцию под названием «Крещение младенца Алешеньки» разрабатывали моя бабушка Мария и крестная Клавдия Николаевна, жена адмирала Рутковского В.И. Была выработана легенда прикрытия: о том, что «никто из мужчин семьи ничего не знал». Такси, автомобиль «Победа», подогнали кса­ момуподъезду, «темные, необразованные» бабушки оделись встарые пальто и замотались платками. Все, однако, обошлось благополучно, и Таинство Крещения совершилось. 107

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz