Маслов, В. С. Еще живые... : повести, рассказы, очерки. - Москва: Совет. писатель, 1988. -347, [2] с.

дерзкого на православную церковь хулителя, вызва­ ли на палубу верхнюю: ответствуй! И вот он — безо всякой поддержки семженской — один у борта, а напротив, через трюм, столько народа — пароход набок... А ведь, сказывают, к концу беседы пароход- то — выпрямился! Как только пружина была отпущена, Жмаев забыл, кажется, обо всем, кроме той борьбы, которую вел и прежде, так сказать, в подполье. До семьи ли стало! В мановенье ока, как грибок, словно из-под земли выскочила, засверкала главкой-луковкой новенькая церковь старообрядческая. На самом высо­ ком обрыве семженском. Миссионеры уверяли потом, что церковь эта была самой первой старообряд­ ческой церковью, построенной в России после объявления свободы вероисповедания. Самой пер­ вой! Спрашиваю: на какие шиши строили?! Деньги немалые да сразу! От богатых единоверцев из цент­ ральной России дойти не успели бы — манифест-то в самую осеннюю распутицу был объявлен. «У само­ го Жмаева,— смеются,— в кармане — блоха на цепи, все богатство его — книги да кое-какие иконы! Не поп был, а начетчик, ему и копейки ни от кого не полага­ лось. Не на жмаевских копейках церковь выросла — староверы семженские скинулись. У них, от вина и табака отгороженных, деньжонки водились. Они и до этого всем миром друг другу настоящие хоромы строили!..» Добавлю от себя, что противники жмаев- ские писали, мол, и в старую веру из православия люди переходили — чуть ли не за взятки... Но такое обвинение еще со времен Алексея Михайловича стандартным стало, можно его встретить даже в та­ ком прекрасном издании, как «Москва в ея прошлом и настоящем». И касалось оно не только Семжи, а и старообрядчества вообще. «Меньше надо вралей этих слушать и читать,— говорили по этому поводу в Сем­ же,— потому что все можно вывернуть наиз­ нанку!.. Когда о строительстве церкви старообрядческой всерьез заговорили, тогда здесь — не только шапка 8 В. Маслов 225

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz