Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  12 / 640 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 12 / 640 Next Page
Page Background

9

^

З а период с 1866 по 1881 год только в судебном порядке рассматрива­

лось 13 фактов столкновений между русскими и иностранцами на Мур­

мане22. Например, в 1875 г. произошла драка между русскими и нор­

вежскими рыбаками на Айновых островах23. А в 1878 г. столкнулись

интересы норвежской яхты «Превень» с командами русских судов «Св.

Сергий» и «Общее счастье»24. О конфликтах между разноязычными

поселенцами знали участники Статистического отряда Н.В. Романова,

работавшие на Мурмане в 1899-1902 гг. В частности, они описывают

недоразумения, которые возникли между Васильевым и Ингером25.

Центрами русского присутствия на Мурмане стали населенные

пункты с православным населением: Александровск, Ворьема, Вос­

точная Лица, Гаврилово, Голицыно, Еретики, Зарубиха, Захребетная,

Золотая, Китовка, Малонемецкое, Мало-Оленье, Печенгские колонии

(Баркино, Гагарка, Княжуха, Монастырская, Трифонов Ручей, Оленья

Гора), Платоновка, Рында, Териберка, Трящино, Харловка, Шельпи-

но и др. Во многих русских поселениях были построены церкви и ча-

совни26.

Адаптация населения к местным условиям жизни выражалась, в част­

ности, в наличии погребально-мемориальной культуры. Обряд погребения

глубоко символичен. В нем слышатся отголоски не только религиозного

чувства, но и связи усопшего с землей, в которой он хоронился.

Из источников известно, что кладбища и места захоронения могли

возникать и при сезонных поселениях на Мурмане — становищах и то-

нях27. Умершего от внезапно настигшей болезни или погибшего на про­

мысле рыбопромышленника, чье тело не забрало море, увезти за сотни

верст от берега на «большую землю», в родное село было трудновыпол­

нимой задачей. Отсюда, сами погребения сезонных жителей возникали

вынужденно. Но с появлением на Мурманском берегу постоянного на­

селения погребальная культура входила в повседневную жизнь.

Исходя из того, что любой некрополь представляет собой ценный

источник знаний о различных процессах социальной жизни, целью

22 Государственный архив Архангельской области (ГААО). Ф.1. Оп.8. Т.1. Д.1626. Лл.65-82.

23 Там же. Л.64.

24 Там же. Лл.65-82.

25 См.: Статистические исследования Мурмана. — СПб., 1904. ТЛ. Вып.П: Колонизация (по

материалам 1889, 1900 и 1902 гг.). С.56.

26 См.: Федоров П .В. Православный словарь Кольского Севера. 2-е изд., испр. и доп. —

СПб., 2017.

27 ГАМО. Ф . И-16. Оп.1. Д.131а. Л.110 об.