Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  11 / 640 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 11 / 640 Next Page
Page Background

• ^

8

Численность постоянного населения Мурманского берега росла мед­

ленно. Если в 1897 г. он составляла 1964 чел., то в 1911 г. — 3020 чел.17

По сведениям И .Ф . Ушакова18, к 1914 г. общее количество колоний на

Мурмане составило 57.

По данным за 1893-1913 гг., среди официально зарегистрированных

переселенцев удельная доля православных (русские, корелы, лопари)

была около 56-57 %, лютеран (финны и норвежцы) — соответственно,

43-44

% . 19

В действительности православное присутствие на Мурман­

ском берегу было значительно шире: к числу жителей ежегодно приме­

шивались приходившие на Мурман рыбаки-сезонники из беломорских

селений и города Колы, кольские лопари. Значимость сезонного пра­

вославного населения для культурного ландшафта Мурмана в период

«правительственной колонизации» подтверждается, в частности, тем,

что возникающие здесь колонии не сразу затмили собой становища.

Согласно источникам, образующиеся гибриды постоянного и сезонного

населения устойчиво разделялись на «становище» и «колонию». При­

чем, следы этой дифференциации сохраняются в народной памяти до

20

сих пор .

Лютеранский и православный ландшафты на Мурмане в основном

не смешивались между собой. Конфессиональные границы сохранили

свое значение. В метрических книгах встречаются единичные факты

принятия православия лютеранами21.

Норвежцы и финны предпочитали селиться изолированно от рус­

ских и жить своими общинами. Напряженность в отношениях русских

и иностранцев исконно существовала на Мурмане. С началом заселе­

ния она получила новый импульс. Причинами конфликтов становились

спорные вопросы при пользовании ресурсами, бытовые ссоры, кражи.

17 Ушаков И .Ф . Избранные произведения. Т.1. С.408-409.

18 Ушаков И .Ф . Избранные произведения. Т.1. С.435.

19 Подсчитано по: Попов Г.П., Давыдов Р.А. Мурман. С.52; Ушаков И .Ф . Кольский Север

в досоветское время: Историко-краеведческий словарь. — Мурманск, 2001. С.112.

20 Человек — место — память: Мемориальная культура старожильческого населения север­

ных районов Кольского полуострова в условиях социальных трансформаций / Под ред. П.В.

Федорова и А.А . Малашенкова. — Мурманск, 2013. С.388.

21 Например, в январе 1903 г. 19-летний колонист колонии Трифонов Ручей Арвиди Хейки

Карьелайнен и 31-летний колонист колонии Гагарка Федор Осипович Ингер перешли из люте­

ранства в православие. См.: Государственный архив Мурманской области (ГАМО ). Ф .И -136.

Оп.1. Д .46. Лл.124-124об.; Ануфриев Д.А. Записки очевидца Д.А. Ануфриева о возобнов­

лении Трифоно-Печенгского монастыря за время с 1890 по 1916 год. — Архангельск, 1916.

С.35.