Печенга : опыт краеведеской энциклопедии : [А-Я] / авт.-сост. В. А. Мацак. - Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2005. - 1006 с. : ил., фото.

927 Приложение IV Саамы Карамзин Н .М .: «.. .Уже Тацит в первом столетии говорил о соседственных с ве­ недами финнах... „Не имея (по словам Тацита) ни домов, ни коней, ни оружия; питаясь травами, одеваясь кожами звериными, укрываясь от непогод под сплетен­ ными ветвями...“ В Тацитовом описании древних финнов можно узнать отчасти и нынешних, особенно же лапландцев». (История государства Российского. Кн. 1. Т. 1. Гл. 2.) Флетчер Дж .: «О пермяках, самоедах и лопарях. На шведской стороне от России, близ Карелии, лежит Лапония, которая про­ стирается до самого дальнего пункта на севере со стороны Норд-Капа до самой отдаленной части на юго-востоке, русскими называемой Святым носом, а англича­ нами мысом Благодати (Capegrace), на 345 верст или миль. От Святого носа до Кандалакса через Варсугу (как измеряется ширина этого края) расстояние 90 миль или около того. Вся страна состоит из озер или гор, которые близ моря называются тундрами, потому что все заключается в твердой и неровной скале; но внутрен­ ние части покрыты обильными лесами, растущими по горам, между коими лежат озера... < ...> Пища у них весьма скудная и простая: хлеба нет, и едят они одну рыбу и живность. Они подвластны русскому царю и двум королям, шведскому и датскому, которые все берут с них подать (как было замечено выше); но русский царь имеет самое значительное на них влияние и получает с них гораздо большую дань, нежели прочие. Полагают, что первоначально они названы лопью по причине их краткой и отрывистой речи. Русские разделяют всех лопарей на два рода: одних называют лопарями мурманскими, т. е. норвежскими, потому что они держатся вероисповедания датчан, а датчан и норвежцев признают здесь за один и тот же народ. Других, не имеющих никакой веры и живущих дикарями и в язычестве без всякого понятия о Боге, называют дикими лопарями... Весь народ находится в совершенном невежестве и не употребляет даже ни­ каких письменных знаков или букв. Но зато превосходит все другие народы кол­ довством и чародейством, хотя, впрочем, слышанный мной рассказ о волшебстве кораблей, плавающих вдоль их берегов, и способности их производить ветер по­ путный для своих друзей и противный для тех, кому хотят вредить, посредством узлов, навязанных на веревке.., есть не что иное, как басня, выдуманная, кажет­ ся, ими самими для устрашения мореходцев, чтобы они не приближались к их берегам. Оружие их составляют длинный лук и ружье, которыми они превосходно действуют, умея их скоро заряжать и разряжать и метко попадать в цель из-за беспрерывного упражнения в стрельбе на охоте за дичью. Обыкновенно летом отправляются они большими партиями к морю, именно к Вардгузу, Коле, Когеру и заливу Витя-губе, где ловят треску и семгу, которых продают потом русским, датчанам и норвежцам, а с недавнего времени и англичанам, привозившим туда сукно для обмена с лопарями и карельцами на рыбу, рыбий жир и меха, коих у них также довольно много. Главный торг их бывает на Коле на Петров день в присутствии начальника Вардгузы (резидента короля датского) или посланно­ го от него для назначения цены рыбе, рыбьему жиру, мехам и другим товарам, а также сборщика податей русского царя для получения подати, выплачиваемой всегда вперед при покупке или продаже. По окончании лова лодки вытаскиваются на берег, где, опрокинутые, остаются до весны. Они ездят на санях, запряженных оленями, которых летом пасут на острове Килдин (там почва гораздо лучше, чем в других местах этой страны), а на зиму, когда выпадает снег, пригоняют домой и употребляют для санной езды». (Флетчер Дж. О Государстве Русском / / Проезжая по Московии: (Россия ХѴІ-ХѴІІвв. глазами дипломатов).—М., 1991.—С. 99-101.) Огородников Е. К.: «.. .С начала XV в ... все побережье обширного Лапландского п-ова... занято было монастырскими вотчинами и угодьями, а потому для древ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz