Левитес, Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит : [учебно-методическое пособие] / Д. Г. Левитес. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 253 с. : ил. - (Библиотека педагога-практика / сер. осн. в 1996 г.).

Вот отсюда — второй постулат программированного обучения — последовательная, поэлементарная процедура достижения цели. (Первый, как мы отмечали, заключался в особом способе постановки учебных целей в поведенче­ ских терминах.) Далее, любой такой шаг должен сопровождаться соот­ ветствующим положительным подкреплением — одобре­ нием со стороны обучающего. Это одобрение выполняет роль положительного подкрепления, что приводит к упрочнению образовавшейся связи, закреплению достиг­ нутого результата, желанию работать дальше. Технократический подход в дидактике рассматривает образование как формирование полезного поведения, то есть выработку соответствующих умений, которые могут понадобиться индивиду в дальнейшей жизни. Идея полной технологической разработки программы обучения включает в себя: — планирование обучения на основе точного опреде­ ления желаемого эталона в виде набора наблюдаемых дей­ ствий ученика; — «программирование» всего процесса обучения в виде строгой последовательности действий учителя и подборе формирующих воздействий (поощрений и на­ казаний), обусловливающих требуемое поведенческое научение; —сопоставление результатов обучения с первоначаль­ но намеченным эталоном, фактически поэтапное тести­ рование для выявления познавательного прогресса, пони­ маемого, как постепенное усложнение поведенческого ре­ пертуара учащихся (М. Кларин). В рамках функционально-процессуального подхода, предполагающего возможность использования различных технологий для достижения одних и тех же педагогических целей, Н. В. Бочкина обращает внимание на следующие определения педагогической технологии: «Процедурное воплощение компонентов педагогического процесса в ви­ де системы действий; циклический алгоритм действий учителя и учащихся; возможность построения педагогиче­ ской системы на основе определенного набора педагоги­ ческих приемов; редукция целей от общих к поведенче­ ским; способ реализации конкретного педагогического процесса путем расчленения его на систему последовате­ 155

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz