Левитес, Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит : [учебно-методическое пособие] / Д. Г. Левитес. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 253 с. : ил. - (Библиотека педагога-практика / сер. осн. в 1996 г.).
4. Какие формы организации учебно-воспитательного процесса преобладают. 5. Значим ли собственный опыт ребенка, идр. Различные названия, подчеркивая, по мнению авто ров, различные стороны той или иной модели обучения, тем не менее не скрывают то общее, что характеризует ха рактер взаимоотношений педагога и воспитанника в про цессе обучения. . Научная проблема реализации гуманистических идей в реальном процессе обучения с достаточной полнотой раз решается не только в дидактике, но и в педагогической психологии. Наиболее удачно, на наш взгляд, в психоло гическом аспекте сравнительный анализ этих моделей проведен В. Я. Ляудис. Психологический аспект Исследователь проводит анализ традиционного и ин новационного обучения по следующим параметрам обу чающей системы: — единица управления; — педагогические цели; —ролевые позиции учителя и ученика; — стиль руководства; — мотивационно-смысловые установки учителя; —- характер организации учебно-познавательной деяте льности; — формы учебных взаимодействий и отношений; — контроль и оценка; — мотивационно-смысловые позиции обучаемых. На наш взгляд, наиболее конструктивным, с точки зре ния возможного проектирования технологии обучения, является, выдвигаемый В. Я. Ляудис, такой параметр обу чающей системы, как характер организации учебно-по знавательной деятельности. Автор утверждает, и здесь мы с ним полностью согласны, что «традиционное» и «инно вационное» обучение отличается по тому месту, которое занимают в обучении операционно-техническая и смыс- ло- и целеполагающая стороны учебно-познавательной деятельности. Если в «традиционном» обучении овладение исполните льной оперативно-технической стороной деятельности опе 128
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz