Левитес, Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит : [учебно-методическое пособие] / Д. Г. Левитес. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 253 с. : ил. - (Библиотека педагога-практика / сер. осн. в 1996 г.).

JIado. Реакция, сопровождающаяся приятными по- следствиями, закрепляется; если же она сопро­ вождается неприятными последствиями, ее ста­ раются заглушить или избежать. Пробуйте с этих позиций проанализировать тот факт, что очень многие ученики, проявляющие любознательность и интерес к учебе в нача­ льной школе, к седьмому классу начинают испытывать со­ всем обратные чувства к школе, к учителям, к урокам, к учению. Д. Дьюи. Ребенок — центр, начало и конец всего. Аспект его личности и характера много важнее содержания учебного предмета. Знания не внедряются извне, учение есть про­ цесс активный, основывающийся на органической асси­ миляции, исходящей изнутри. Не программа, а ребенок должен определять количество и качество обучения. К. Вентцелъ. Не индивидуальный ребенок, не индивидуальная че­ ловеческая личность существует для культуры как сред­ ство и орудие развития последней, но сама культура су­ ществует как средство и орудие развития и совершено; - вования самобытных индивидуальных человеческих личностей. А. Дистервег. Не учи тому, что для ученика, пока он это учит, еще не нужно и не учи тому, что для ученика впоследствии не будет более нужно. Обучение может иметь двоякую тенденцию: или име­ ется в виду познакомить ученика с определенным учеб­ ным материалом, дать ему знания и навыки, которые ста­ ли бы его неотъемлемым достоянием, или посредством обучения желают развивать его силы. В первом случае пре­ следуется материальная, во втором — формальная цель. Часто и обычно стремятся к достижению обеих, потому что они друг друга не исключают... Но все-таки одна из этих целей остается более важной и высокой, и должна быть поэтому преобладающей и господствующей. При обучении юношества, в особенности при элементарном обу­ 119

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz