Левитес, Д. Г. Общество и школа: вызовы и ответы : монография / Д. Г. Левитес. — Москва : ИНФРА-М, 2025. — 218 с. — (Научная мысль).
воздействие в целях обучения и воспитания было официально разрешено и воспринималось как естественное богоугодное дело. Автор делает вывод, что в Средние века еще не сложились отно шения семьи и школы, домашнее воспитание не воспринимали всерьез профессиональные педагоги, которые были убеждены в педагогической некомпетентности родителей и не стремились просвещать родителей в вопросах воспитания детей. Третий этап развития отношений в семьи и школы в истории об разования М.Н. Попова называет просветительским: школа просве щает семью в вопросах воспитания личности, таким образом, семья становится объектом педагогического воздействия. Для иллюстрации таких отношений автор обращается к трудам Я.А. Коменского который в своей «Великой дидактике» неодно кратно подчеркивал роль родителей в воспитании детей и уделял большое внимание преемственности семейного и школьного вос питания: «Попечение о детях, всего естественнее признать, падает на родителей. Родители —источники для разумной, нравственной и святой жизни», «Школа —учебное заведение для совместного воспитания юношей»1. И здесь мы считаем нелишним напомнить читателю о другой работе великого педагога с весьма говорящим названием «Мате ринская школа, или О заботливом воспитании юношества в первые шесть лет», в которой он, в частности, пишет: «Однако никто не должен думать, что юношество само по себе и без усиленного т руда может быть воспитано (в благочестии, добродетелях и в на ука х ). Если прививок, из которого должно вы ра ст и дерево, требует , чтобы его привили , посадили, поливали , обнесли изгородью и дали ем у подпорки; если м ат ериа л для д е р е вянной статуи необходимо срубить, расколоть, обскоблить, вы р е зать, отполировать и окрасить в ра зличны е цвета; если коня, быка, осла, м ула нужно приучить к тому, чтобы они могли служить чело веку; мало того, если сам человек нуждается в упражнениях, чтобы привыкнут ь к еде, питью , беганию, ра зговору, к х ват анию р укой , к работе, — каким же образом , спрашиваю я, ком у-ниб уд ь само собою может достаться обладание более высокими и более у д а л е н ными от внешних чувств качествами веры, добродетели, мудрости и знания? Это совершенно невозможно. И м е н н о п о эт ом у Бо г во злож ил на р о д ит е л е й о б я за н н о ст ь с ве ли ча йш ей ст арат е льно ст ью в н ед р ят ь в самы й нежный ум и искусно внуш ат ь ем у от носящ ееся к по зн а н ию Бога и ст р а х у Божию и говорить об этом детям , дома л и они или гуляют , спят или встают. 1 См.: Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1955. 652 с. 94
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz