Левитес, Д. Г. Общество и школа: вызовы и ответы : монография / Д. Г. Левитес. — Москва : ИНФРА-М, 2025. — 218 с. — (Научная мысль).
Глава 4 КРИЗИС СЕМЬИ И ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ ИШКОЛЫ Если развитие современного ребенка представить как поток с неизвестными внутренними течениями, темными омутами и бурлящими порогами, то семья и школа стоят на разных берегах этой реки, с отчаяньем и тревогой глядя друг на друга и не в силах соединиться, чтобы ввести этот поток в разумные берега. 4.1. К ИСТОРИИ ВОПРОСА Взаимодействие семьи и школы, традиционных институтов со циализации и воспитания подрастающего поколения, многие сто летия остается в центре внимания общественности, педагогической науки и различных образовательных практик. В своей работе «Исторические основы взаимодействия семьи и школы»1М.Н. Попова выделяет в истории развития таких отно шений пять этапов, которые были обусловлены и социально-эконо мическими, и культурными факторами развития общества: Первый этап включает в себя зарождение отношений семьи и школы, возникновение специально организованного учреждения образования для детей, формирование осознания обязательности школьного образования. Древние мыслители в своих текстах подчеркивали важность се мейного воспитания в раннем возрасте и необходимость обучения в школе как одного из важных условий формирования гражда нина —человека государства. Аристотель, с одной стороны, утверждает, что «от хороших ро дителей —хорошее потомство», с другой —«природа зачастую стре мится к этому, но достичь этого не может»2. Поэтому он предлагал до семи лет воспитывать ребенка в семье, затем в государственных учреждениях. Будучи учеником Платона, который утверждал, что каждый брак должен быть полезен государству («Относительно всякого брака пусть соблюдается одно предписание: каждый человек ' См.: Попова М.Н. Исторические основы взаимодействия семьи и школы / / Педагогическое образование в России. 2017. № 1. С. 124-128. 2 См.: Аристотель. Сочинения: в 4 т. Т. 4: пер. с древнегреч. / под общ. ред. А.И. Доватура. М.: Мысль, 1984. 830 с. 92
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz