Левитес, Д. Г. Общество и школа: вызовы и ответы : монография / Д. Г. Левитес. — Москва : ИНФРА-М, 2025. — 218 с. — (Научная мысль).

лирных по сложности процессов обучения, воспитания, развития и самоактуализации и социализации учеников. 2. «Цифровой разрыв». По каким-либо причинам ( социальная среда, удаленный населенный пункт, низкий достаток родителей, индивидуальные психические особенности) человек не может осва­ ивать цифровые компетенции в полном объеме и автоматически объявляется «неконкурентоспособным». 3. «Цифровая деменция» —проблема резкого падения у обу­ чающихся способностей к критическому мышлению и анализу си­ туации. Термин, введенный ведущим немецким нейробиологом Манф­ редом Спитцером в его книге 2012 г. с одноименным названием. Этот термин применялся для описания чрезмерного использования цифровых технологий, приводящих к упадку сил и снижению по­ знавательных способностей человека. Такое обычно наблюдается у людей, которые получали травму головы или имели психиатри­ ческие заболевания. Цифровое слабоумие —это нарушение мышления из-за зави­ симости от гаджетов. Такие дети теряют мотивацию к обучению, а из-за снижения когнитивных способностей просто не могут ус­ ваивать знания так же, как их сверстники без интернет-зависи­ мости. Это состояние характеризуется нарушением в лобной доле головного мозга, которая отвечает за речь, память, целеустремлен­ ность, концентрацию внимания, способность рассуждать и прини­ мать решения. Следствия: — подверженность психологическим манипуляциям, — неспособность осваивать сложные действия, требующие концентрации, — асоциальное поведение или социальная изоляция, — замкнутость на примитивных, не несущих образовательной и воспитательной нагрузки виртуальных игровых мирах. 4. При принятии важных решений люди все чаще предпочи­ тают руководствоваться не научной информацией из первоисточ­ ников, а непроверенной, но красиво поданной в Сети презентацией и начинают требовать такого же от школы («проекты» и отчеты). 5. В средствах массовой информации мнение «интернет-экс- перта» часто доминирует, в силу большей массовости и более эф­ фектного представления, над мнением профессионального педагога и психолога. * * * Информация к размышлению: «Цифровизация —финальный этап ликвидации российской школы » — точка зрения Ольги Четвериковой. 87

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz