Левитес, Д. Г. Общество и школа: вызовы и ответы : монография / Д. Г. Левитес. — Москва : ИНФРА-М, 2025. — 218 с. — (Научная мысль).
однозначно сформулированным ответом на эти вызовы будет «воз вращение воспитания» в образовательный процесс и в образова тельное пространство школы, частью которого он является. Вышедшая пятнадцать лет назад статья с одноименным назва нием вызвала тогда неоднозначную реакцию в профессиональном сообществе: многие учителя младшего и среднего профессио нального возраста недоумевали: «А разве воспитание когда-то “ухо дило” из школы?!»1. Но педагоги старшего поколения понимали, о чем идет речь: к середине 90-х гг. прошлого века, в связи с конституционным за прещением в школе идеологии, вместе с октябрятами, пионерами и комсомольцами, вместе с разрушением системы ценностных ори ентиров, на которых воспитывалось не одно поколение советских людей, и — как следствие — исчезновением общественно-педа- гогического идеала, который во все времена и во всех странах составлял ценностно-смысловую и целевую основу воспитания, из школы стало уходить и само воспитание как процесс целена правленной и сознательно контролируемой социализации лич ности, способствующий утверждению целого ряда сторон и качеств личности. К этому добавилось разрушение системы государственно-об щественного воспитания, компонентами которой, находящимися в постоянном взаимодействии, дополняющими и влияющими друг на друга, являлись различные социальные институты (семья, школа, государственные и общественные организации, партийная и комсомольская организации, средства массовой информации, специальная детская литературы, кино, музыка...). «Задумывались ли мы о том, на каких героях мы тридцать лет воспитывали наших детей с самого раннего детства, какие книжки читали им на ночь, над какими “вымыслами они слезами облива лись ”?» Мальчиш-Кибальчиш, Тимур, Павка Корчагин, пионеры-герои, ребята из крапивинской «Каравеллы», «Два капитана», Юрий Гагарин... такая своеобразная лестница взросления — все это в прошлом! У американских, французских, шведских, немецких детей есть СВОИ персонажи-ровесники как ориентиры для внутреннего роста и социализации — разные «Томы Сойеры», «Элли», «Гудвины», «Железные Дровосеки», «Пеппи Длинныйчулок» и прочие «Гарри Поттеры ». А у наших? Образовавшийся вакуум заполняется либо « чужими» героями, либо монстрами из мультфильмов. См.: ЛевитесД.Г. «Возвращение» воспитания в школу / / Школьные техно логии. 2010. № 2. С. 92-98. 36
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz