Левитес, Д. Г. Общество и школа: вызовы и ответы : монография / Д. Г. Левитес. — Москва : ИНФРА-М, 2025. — 218 с. — (Научная мысль).

устаревать еще до их принятия, как и нормативные регулирующие акты. • Лавинообразное нарастание объемов информации и ее изменения приводят к изменению форм поведения людей, оказав­ шихся неспособными к ее переработке за ограниченные промежутки времени. Все новое для них будет оборачиваться стрессом —неза­ висимо от возраста человека. • Уже сейчас формируется тенденция упрощения и •«прими­ тивизации»-, отказа от сложных форм образовательной, воспита­ тельной, культурной и общей интеллектуальной активности. • Несогласованность стандартов ФГОС с содержанием обра­ зовательных программ, практикой их реализации, требованиями экономики и общества: ФГОС пока направлены фактически ис­ ключительно на выработку узкопредметных знаний. • По экономическим причинам возрастет напряженность внутри различных социальных слоев. Появится больше условий для развития экстремизма. • Религиозное влияние будет возрастать, равно как и воз­ можности деструктивных тоталитарных культов. • Система образования как базовый социальный институт не сможет избежать данных проблем: будут дальнейшие попытки проникновения радикальных идей в школу, количество инци­ дентов социальной стигматизации (навешивание социальных яр ­ лыков), буллинга будет только возрастать. • Педагоги, их мотивация и компетенции являются ключе­ выми факторами, определяющими качество образования. Отсут­ ствует уважительное отношение к самой профессии педагога, от­ сутствуют позитивные социальные модели, культурные образцы (в первую очередь —в массовой культуре, на экране кино и теле­ видения), связанные с педагогической деятельностью. • В России достаточно велика (по сравнению с лидирующими странами исследования PISA) доля обучающихся, не способных освоить даже на базовом уровне чтение, математику и есте­ ственные науки. В 5 -9 -х классах не поддерживаются и не закреп­ ляются те высокие результаты, которые были достигнуты в на­ чальной школе. • Большая прослойка функционально неграмотных обуча­ ющихся предполагает в недалеком будущем массовое распростра­ нение феномена «образовательной неуспешности». • Россия до недавнего времени не могла подняться на вы­ сокие места в международном исследовании PISA (функцио­ нальная неграмотность выпускников школ оценивается в пре­ 28

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz