Левитес, Д. Г. Общество и школа: вызовы и ответы : монография / Д. Г. Левитес. — Москва : ИНФРА-М, 2025. — 218 с. — (Научная мысль).
Я знаю увлеченных и талантливых молодых (и не очень) учи телей, потому что работаю с ними. Но, к сожалению, их не очень много. Да их и не может быть много: чтобы увлечь других, самому надо быть увлеченным и талантливым человеком. Я видел таких людей в одной моченькой школе, где учитель труда с художником организовали кружок резьбы по дереву. Дер жали рядом восемь —десять пацанов. Их из мастерской не выгнать было. А учительница физики учила пять —шесть девочек ткать ковры на маленьком самодельном станке, а учитель литературы организо вала балетную студию, и все девочки поселка по вечерам превраща лись в белых лебедей... Учитель математики на уроке постоянно отвлекался, подки дывая нерадивому ученику интересные индивидуальные задания по математике (ребусы, сканворды), когда тот нарушал дис циплину. Когда я после урока спросил этого учителя, почему он не выгнал ученика, который мешал вести урок, тот ответил: «Да куда же я его выгоню, у него отец три дня назад купил мотоцикл, вся семья третий день его “обмывает ”. Если я парня выгоню, то он не в библиотеку пойдет, а домой». А теперь — внимание — главное: это был пьяный, вымирающий, шахтерский поселок; никакого очага культуры, кроме школы. Учи теля буквально спасали своих учеников от мерзостей быта, пы таясь удержать их в школе. А потом, когда школы начали рейтин говать по результатам ЕГЭ, эту школу ликвидировали за низкие показатели. Учеников стали возить на автобусе в другие школы, а уникальный учительский коллектив распался. Качество школьного образования (процесса и результатов) не может быть выше качества работающих в ней учителей. Переформатировать подготовку и профессиональную дея тельность учителя с •«эффективного преподавателя» на «педа- гога-антропотехника». В складывающейся непростой для школы ситуации, когда пе дагогика фактически из нее уходит, оставалась последняя надежда на учителя: именно он в условиях безудержной экспансии техно кратического подхода к школьному обучению имел возможность на уроке выполнять свое предназначение, используя все возмож ности своего предмета для развития и воспитания своих учеников. Такие учителя поддерживались администрацией и обществен ностью, эта направленность их деятельности имела решающее зна чение при предстоящей аттестации. Сегодня на смену такому учителю все чаще в школу приходит «эффективный преподаватель». 179
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz