Левитес, Д. Г. Общество и школа: вызовы и ответы : монография / Д. Г. Левитес. — Москва : ИНФРА-М, 2025. — 218 с. — (Научная мысль).

«Классическая модель учебного процесса исчерпала себя, необходимо менять не только содержание образования, придется менять формы и методы обучения. Это становится очевидным не только для родителей, это уже понимают и сами учащиеся. Все это делает неизбежным увеличение количества сторонников домаш­ него обучения, а появление практического опыта у родителей при­ дает им уверенность. Введение ЕГЭ не только не остановило процесс ухода у ч а ­ щихся из школы, но и подстегнуло его. И учащиеся, и родители видят, что большая часть занятий в школе превращается в подго­ товку к ЕГЭ, зачем тогда школа, если можно это сделать гораздо более эффективно?.. На домашнем обучении есть свобода выбора сроков и темпа обучения, учебников. Что касается проблем с социализацией, о которой почему-то чаще всего говорят в связи с домашним обучением. Самое инте­ ресное в том, что об этих проблемах не знают сами домашние дети и их родители. Дети легко и свободно общаются со своими ровес­ никами и со взрослыми. Они не только имеют собственное мнение, но и умеют отстаивать его... Отсутствие сурового опыта много­ часового ежедневного пребывания в течение многих лет в стихийно сформированном детском коллективе отрадно сказывается на их психическом и физическом здоровье. В завершение можно доба­ вить еще один весомый плюс домашнего образования — это неиз­ бежное укрепление семейных отношений М н ен и я р о д и т ел е й и у ч и т ел е й , п р и в е д е н н ы е выш е, к р а й н е важны , чтобы почувствовать атмосф еру сегодн яш него ш кольного обучения: в каж дой личной , эм оци он ал ьно окраш енной истории , как в капле воды, отражается целый мир, им я которому Школа. Для истории педагогики такая постановка вопроса не внове: ДЕСКУЛИЗАЦИЯ (от англ. deschooling, буквально — обесшколивание), концепция упразднения школы как с о ­ циального института и замены ее нетрадиционными ф ор ­ мами социализации молодежи, выдвинута в 1960-1970 -х гг. леворадикальными теоретиками в социологии и педагогике — И. Илличем (Австрия), П. Гудменом (США), Э. Раймером (Великобритания), П. Фрейри (Бразилия). С торонни ки д еск у ли заци и считают, что ш кола увеко в ечив а е т н е сп р а в ед ли вы й со ц и ал ьны й п о р яд о к и с о ц и ал ьн ую и ер архию посредством «ш тамповки умов» в духе ид еоло гии конф орми зм а. П редставители д еск ули заци и при зы ваю т к отмене об язательно го 1 См.: Домашнее обучение в России / / Центр домашнего обучения Интенсив. URL: http://school4you.ru/homeschooling-in-russia/. 106

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz