Левитес, Д. Г. Для чего нужна школа в XXI веке : ценностные ориентации, научное мировоззрение, универсальные навыки : практико-ориентированная монография / Дмитрий Левитес. - Москва : Школьные технологии, 2019. - 159 с. : ил., портр.

13 8 ■ Дмитрий ЛЕВИТЕС вершать рейды в соседние темы, разделы, в другие предметы, в различные внешкольные, внеучебные ситуации, связывая их с изучаемым на уроке материалом, — подобные переносы вслед за ним очень быстро осваивают его ученики. Широкую популярность приобретают в настоящее время всевозможные интегративные уроки, межпредметные конфе­ ренции, внутрипредметные, межпредметные и надпредметные учебные проекты — помимо всех прочих достигаемых дидакти­ ческих эффектов, освоение операции «перенос» — это один из путей развития творческих способностей школьника. Видение целостной структуры объекта Когда новый материал изучается индуктивным путем или сложный объект рассматривается сначала по частям — не спешите сами делать выводы, обобщения, показывать всю «картинку». Предоставьте эту возможность своим уче­ никам. Из опыта работы Дела давно минувших дней, когда ни компьютеров, ни ин­ терактивных досок в классе не было — мел и доска оставались главными «техническими» средствами обучения... Итак, один­ надцатый класс. Изучаем клетку. Учитель, рисуя на доске схему, на одном уроке рассказывает про наружную клеточную мембра­ ну, на последующих — о других клеточных структурах, не забы­ вая подчеркивать, что их оболочки очень похожи по строению на ту самую мембрану. И вот на одном из последних уроков по теме поднимается рука, и ученица робко спрашивает: «А что, если в клетке нет ни­ каких отдельных частей, а вся клетка представляет собой единую мембранную систему?» Учитель поражён — он сам хотел про это говорить! Он даже приготовил модель: три полиэтиленовых мешка вложил один в другой и собирался разрезать их на глазах учеников, показывая эту самую мембранную систему. А она уви­ дела это сама! Вы скажете, что одна ученица догадалась, совершила этот са­ мый творческий акт, но ведь это не есть результат целенаправ­ ленных действий учителя. И вообще творчество — это тайна за семью печатями, управлять которой невозможно! Если речь

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz