Левитес, Д. Г. Для чего нужна школа в XXI веке : ценностные ориентации, научное мировоззрение, универсальные навыки : практико-ориентированная монография / Дмитрий Левитес. - Москва : Школьные технологии, 2019. - 159 с. : ил., портр.

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА ШКОЛА В XXI ВЕКЕ ■ 115 Уинстон Черчилль: школьный учитель обладает властью, о которой премьер-министр может только мечтать. Но давайте вспомним, с чего начиналась эта книга. Об этом думает каждый учитель, но предпочитает не обсу­ ждать, чтобы не травить душу. Так спортсмен не любит вспоми­ нать о проигранном соревновании. При одном упоминании про «это» управленцы всех мастей и рангов морщатся, как от зубной боли, потому что «это» мешает им играть в их любимые игрушки — «управление по конечным ре­ зультатам», каковым воспитание по определению быть не может. Но именно этого ждёт от школы общество, именно оно со­ ставляет если не цель, то ценность и смысл нашей деятельности. И если школа и семья не смогли сформировать у ребёнка-уче- ника высокие духовные и нравственные качества личности, то сама жизнь — жестокая, прагматичная и агрессивная — за­ полнит эту пустоту. Так, поле, незасеянное культурными растениями, очень быст­ ро зарастает сорняками. ■ там, где не сформировано человеколюбие, — вырастает жес­ токость; * ребёнок, не прошедший школу воспитания в коллективе, не сумеет отличить коллектив от стаи и часто оказывается втя­ нутым в потенциально криминальные группы, даже не осоз­ навая этого; ■ тот, кто не освоил опыт нравственного становления, — изна­ чально, по определению, потенциально безнравственный че­ ловек; ■ выпускник школы, в сознании которого не сформировано представление о человеческой жизни как наивысшей, базо­ вой ценности, может, не задумываясь, посягнуть на неё ради каких-либо других, «периферийных», т.е. определяемых воз­ растом и жизненными обстоятельствами ценностей. Конечно, воспитание (а мы сейчас говорим именно о нем) более многофакторный процесс, чем обучение. Для достижения его целей нужна целостная общественно-государственная систе­ ма воспитания, похожая на ту, которая была когда-то в нашем недавнем советском прошлом и которая существует во многих развитых странах сегодня.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz