Кузнецова, В. Е. Мой учитель - ученик Николая Клюева // Наука и образование. - 2008. - № 9. - С. 73-77.

В. Е. Кузнецова Мой учитель —ученик Николая Клюева 73 В. Е. Кузнецова Мой учитель —ученик Николая Клюева На Клюевских чтениях 2005 года в г. Вытегре меня попросили узнать о преподававшем когда-то в Мурманске педагоге Спасибенко Павле Петрови­ че. —Я его знаю. Павел Петрович в 1950-1951 годах работал у нас в педучилище. —Напишите о нем свои воспоминания. Что вспомните... —А зачем вам это нужно? —Павел Петрович Спасибенко —уроженец Вы- тегры, он знал поэта Николая Клюева. Мало того. Он был учеником Клюева. Вот это да! Стала я вспоминать, какой был Па­ вел Петрович Спасибенко. Но удивительно. Не мог­ ла вспомнить, какой был Павел Петрович на уроках. Расспрашиваю своих подруг-сокурсниц, учившихся вместе со мной в Мурманском педучилище в «А» классе в 1950-1954 годах. Павла Петровича Спаси­ бенко и они отлично помнят, но уверяют, что он у нас был временно, работал на замене, вел русский язык и литературу. У нас на курсе русский язык и ли­ тературу вела обожаемая нами Глафира Николаевна Петрова. А я хорошо помню Павла Петровича на литературных вечерах, проводимых в педучилище. Эти вечера были посвящены творчеству Владимира Маяковского и Николая Некрасова. Я читала сти­ хи на них, а Павел Петрович готовил меня к этому чтению. Вызвалась я читать стихотворение «О со­ ветском паспорте». С каким пафосом, вызывающе горделиво я чеканила: Я волком бы выгрыз бюрократизм, к мандатам почтения нету. К любым чертям с матерями катись любая бумажка! Но эту... Павел Петрович слушал внимательно, но в глазах прыгали смешинки, и в уголках губ была зажата лу­ кавая усмешка. —Попробуйте почитать что-то, где бы мы увиде­ ли не Маяковского горлана-главаря, а Маяковского человека. И посоветовал мне взять стихотворение «Весен­ ний вопрос». Сколько мы трудились над интонаци­ ей! И вот вечер. Я вышла и в затихшей аудитории попросту начала: «Страшное у меня горе». Помолча­ ла и продолжила: «Вероятно, лишусь сна». Зал тре­ вожно смотрел на меня: то ли я стихи читаю, то ли о своем говорю... А когда я прочла: «Вы понимаете, вскоре в РСФСР придет весна...», зал взорвался сме­ хом и сразу замолк. В тишине я прочитала стихотво­ рение до конца. Помню сверкавшие в глазах слуша­ телей смешливые лукавинки. Они оценили и тонкий юмор Маяковского, и светлость души поэта. Проси­ ли почитать стихи Маяковского и Павла Петровича. Он вышел, встал не в центр, а как-то сбоку, к стене поближе. Полноватый, но не грузный, а стройный стоял он. И словно не декламировал стихи, а делил­ ся чем-то своим, личным, человеческим. Делился стихами Маяковского. Я и сегодня так и слышу его ласковое «льнет, как будто к меду осочка, к минонос­ цу миноносочка» и вопрошающе тоскливое «и чего это не сносен нам мир в семействе миноносенном». Тогда я впервые услышала, как прозвучали в устах Павла Петровича «Послушайте» и «Лиличке» Ма­ яковского. Все мы слушали, завороженные словом поэта. Такого Маяковского мы не знали. Никаких лесенок в стихе не чувствовалось, никаких неясно­ стей, никакой недоступности... Нежный, живой Ма­ яковский делился с нами своей любовью —болью, тайнами сердца. Павел Петрович читал негромко, размышляя словами поэта о сущности любви, влюб­ ляя нас в Маяковского. Был и другой вечер. Вечер поэзии Некрасова. На вечер поэзии Некрасова читать стихи меня при­ гласил сам Павел Петрович. Просил выбрать самой стихотворение, близкое моей душе. Я выбрала «Ори- на —мать солдатская». На репетицию шла, волну­ ясь, как отнесется к моему выбору Павел Петрович. Он слушал, задумчиво глядя куда-то вдаль. Одобрил мой выбор. Некрасовский вечер запомнился мне еще и тем, что я впервые услышала имя Николая Клюева. Наш учитель после вечера поблагодарил чтецов, остав­ шихся наедине с ним в классе. И вдруг начал читать стихи неизвестного поэта. Я не помню, какие стихи он нам прочитал, но одно меня обогрело. Я попроси­ ла его для себя. Павел Петрович грустно улыбнулся и сказал, что книгу стихов этого поэта он не может дать, а вот надиктовать —пожалуйста. И надиктовал мне стихотворение «На песню, на сказку рассудок молчит...». Листочки с этим стихотворением я обна­ ружила в мамином чемодане этим летом, отыскивая какие-то вещи. Почерк детский, запись карандашом, листок из старой тетради на обложке. Долго вспоми­ нала, откуда у меня это. Вот и всплыло давно забы­ тое. Наверно, маме моей по душе пришлось оно. Вот и сберегла. И потом пело мне о моей юности, об уче­ бе в педучилище, о литературных вечерах, о Павле Петровиче Спасибенко. Вот об этих литературных вечерах я и написала в своих воспоминаниях о Павле Петровиче Спаси­ бенко и отослала в Вытегру в музей Клюева при школе № 1. В мурманский музей Сергея Есенина при МО- ДЮБ пришла бандероль: доклад ученицы 11 класса вытегорской средней школы № 1 Мартюговой Анны «Ученик Н. А. Клюева —наш земляк Павел Петро­ вич Спасибенко». Доклад был прочитан на между

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz