Крикун, Е. Л. Тестирование и рейтинговая оценка знаний как средство промежуточной аттестации студентов : (из опыта работы) // Ученые записки МГПУ. Исторические науки / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2005. – Вып. 5. – С. 127-134.

оценивания и объем рейтингового исчисления (общая максимальная сумма баллов). Последний зависит от количества тестовых заданий и установленных дифференцированных баллов за качество выполнения каждого из них. Для подведения итогов необходимо также продумать шкалу перевода рейтинговых баллов в традиционные учебные оценки (2 ,3 ,4 , 5). После проверки тестов на основе сложившегося рейтинга и шкалы перевода студентам предлагается осуществить самооценку знаний в рамках традиционной системы оценивания. Таким образом, каждый студент имеет возможность критически оценить личный уровень теоретической и методической подготовки по изученному разделу. Результаты подобных проверочных работ дают богатую ин­ формацию к размышлению и студентам , и преподавателю. В условиях подобной промежуточной аттестации в полной ме­ ре реализуется диагностическая функция тестирования, выявляются пробелы в знаниях и умениях студентов, четче определяются пара­ метры индивидуальной работы с ними. Такая форма контроля стимулирует познавательную актив­ ность студентов, поскольку личная рейтинговая позиция в ряде слу­ чаев оказывается неадекватна привычным для них традиционным оценкам. Уже определившиеся за годы обучения «потенциальные от­ личники» далеко не всегда занимают в общем рейтинге соответст­ вующее место. Эту тенденцию подтверждают и результаты последней тесто­ вой контрольной работы, проведенной со студентами IV курса исто­ рического отделения в ноябре 2003 г. В итоге ее проведения оказалось, что установленное макси­ мальное количество баллов не набрал ни один из 40 студентов данно­ го курса. Сумму баллов ниже максимального, но соответствующую оценке «отлично» (по шкале перевода) набрали 15% студентов. По количеству набранных баллов не поднялись выше удовлетворитель­ ной оценки 25% студентов, а 15% проверяемых не дотянулись даже до удовлетворительного показателя. Результаты проведенного среза знаний с трудом вписываются в достаточно благоприятную картину успеваемости студентов данного курса по итогам всех предшествующих сессий. Это объясняется, главным образом, изменением подходов к проверке и оцениванию ре­ зультатов обучения. В отличие от традиционной, рейтинговая система ориентирована на детализированную проверку знаний и умений. Она расширяет шкалу и конкретизирует критерии оценки с учетом много­ образия знаний и специфики соответствующей дисциплины, а следо­ 133

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz