Крикун, Е. Л. Тестирование и рейтинговая оценка знаний как средство промежуточной аттестации студентов : (из опыта работы) // Ученые записки МГПУ. Исторические науки / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2005. – Вып. 5. – С. 127-134.
оценивания и объем рейтингового исчисления (общая максимальная сумма баллов). Последний зависит от количества тестовых заданий и установленных дифференцированных баллов за качество выполнения каждого из них. Для подведения итогов необходимо также продумать шкалу перевода рейтинговых баллов в традиционные учебные оценки (2 ,3 ,4 , 5). После проверки тестов на основе сложившегося рейтинга и шкалы перевода студентам предлагается осуществить самооценку знаний в рамках традиционной системы оценивания. Таким образом, каждый студент имеет возможность критически оценить личный уровень теоретической и методической подготовки по изученному разделу. Результаты подобных проверочных работ дают богатую ин формацию к размышлению и студентам , и преподавателю. В условиях подобной промежуточной аттестации в полной ме ре реализуется диагностическая функция тестирования, выявляются пробелы в знаниях и умениях студентов, четче определяются пара метры индивидуальной работы с ними. Такая форма контроля стимулирует познавательную актив ность студентов, поскольку личная рейтинговая позиция в ряде слу чаев оказывается неадекватна привычным для них традиционным оценкам. Уже определившиеся за годы обучения «потенциальные от личники» далеко не всегда занимают в общем рейтинге соответст вующее место. Эту тенденцию подтверждают и результаты последней тесто вой контрольной работы, проведенной со студентами IV курса исто рического отделения в ноябре 2003 г. В итоге ее проведения оказалось, что установленное макси мальное количество баллов не набрал ни один из 40 студентов данно го курса. Сумму баллов ниже максимального, но соответствующую оценке «отлично» (по шкале перевода) набрали 15% студентов. По количеству набранных баллов не поднялись выше удовлетворитель ной оценки 25% студентов, а 15% проверяемых не дотянулись даже до удовлетворительного показателя. Результаты проведенного среза знаний с трудом вписываются в достаточно благоприятную картину успеваемости студентов данного курса по итогам всех предшествующих сессий. Это объясняется, главным образом, изменением подходов к проверке и оцениванию ре зультатов обучения. В отличие от традиционной, рейтинговая система ориентирована на детализированную проверку знаний и умений. Она расширяет шкалу и конкретизирует критерии оценки с учетом много образия знаний и специфики соответствующей дисциплины, а следо 133
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz