Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.
2.3. Методическая мозаика: способы логического запомина дат, дидактические игры и нетрадиционные приемы работы с хроно логией. В основе запоминания всегда лежат смысловые или ассоциативные связи. Более сознательному усвоению хронологии способствует повторе ние дат по историческим связям. Например, изучая начало промышленно го переворота в России, мы просим ребят вспомнить, когда промышлен ный переворот начался и завершился в передовых странах мира —в Ан глии, во Франции, США. В таких случаях разрозненные даты связываются в цепочку явлений, что помогает не только запоминанию, но и пониманию типичных процессов. Прочному и неформальному закреплению хронологии в памяти уча щихся на основе смысловых и ассоциативных связей помогает организация дидактических игр с историческими датами. Разнообразные хронологиче ские игры включены в задачники по истории, сборники дидактических ма териалов и познавательных заданий для учащихся, различные методиче ские издания. Представим некоторые из них. Игра 1. «Хронологическая путаница». Изученные даты выписаны вразнобой с нарушением хронологиче ской последовательности. За определенное время надо восстановить хро нологическую последовательность событий и вспомнить события, скры тые за датами. Игра 2. Учащимся предлагается перечень изученных дат. Задание: класси фицировать перечисленные даты по указанным признакам, распределив их в колонки: - военные события - социальные движения - события в области культуры и науки - политические события и др. Игра№3. Дан набор цифр (по усмотрению учителя), допустим: 1,2,9,6,5,8,0,3,9. Задание: Какие даты, важные для истории Киевской Руси (или дру гого периода истории) можно составить из этих цифр?. Кто составит больше. Игра 4. «Четвертый лишний». На доске записываются хронологические комплексы по четыре да ты в каждом. Три даты из четырех логически связаны между собой, а чет вертая может быть любой, не имеющей непосредственной исторической 102
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz