Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.

2.3. Методическая мозаика: способы логического запомина дат, дидактические игры и нетрадиционные приемы работы с хроно­ логией. В основе запоминания всегда лежат смысловые или ассоциативные связи. Более сознательному усвоению хронологии способствует повторе­ ние дат по историческим связям. Например, изучая начало промышленно­ го переворота в России, мы просим ребят вспомнить, когда промышлен­ ный переворот начался и завершился в передовых странах мира —в Ан­ глии, во Франции, США. В таких случаях разрозненные даты связываются в цепочку явлений, что помогает не только запоминанию, но и пониманию типичных процессов. Прочному и неформальному закреплению хронологии в памяти уча­ щихся на основе смысловых и ассоциативных связей помогает организация дидактических игр с историческими датами. Разнообразные хронологиче­ ские игры включены в задачники по истории, сборники дидактических ма­ териалов и познавательных заданий для учащихся, различные методиче­ ские издания. Представим некоторые из них. Игра 1. «Хронологическая путаница». Изученные даты выписаны вразнобой с нарушением хронологиче­ ской последовательности. За определенное время надо восстановить хро­ нологическую последовательность событий и вспомнить события, скры­ тые за датами. Игра 2. Учащимся предлагается перечень изученных дат. Задание: класси­ фицировать перечисленные даты по указанным признакам, распределив их в колонки: - военные события - социальные движения - события в области культуры и науки - политические события и др. Игра№3. Дан набор цифр (по усмотрению учителя), допустим: 1,2,9,6,5,8,0,3,9. Задание: Какие даты, важные для истории Киевской Руси (или дру­ гого периода истории) можно составить из этих цифр?. Кто составит больше. Игра 4. «Четвертый лишний». На доске записываются хронологические комплексы по четыре да­ ты в каждом. Три даты из четырех логически связаны между собой, а чет­ вертая может быть любой, не имеющей непосредственной исторической 102

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz