Крикун, Е. Л. Теория и методика обучения истории. Курс лекций : учебное пособие / Е. Л. Крикун ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2011. – 278 с. : ил., табл.

Возможно составление календарей событий. В них отражается по­ дробная хроника событий, вплоть до указания точного времени (часов, ми­ нут) событий. Например, календарь событий Октября 1917 года, Москов­ ской битвы Сталинградской битвы и т.п. Это бывает полезно при изучении кульминационных событий истории, когда важно помочь школьникам ощутить напряженность исторического момента, почувствовать динамику развития событий, понять, что, порой, часы и минуты решали исход дела, влияли на судьбу страны. С помощью дат возможно составление графиков развития событий. При организации работы с хронологическими таблицами необходи­ мо учитывать общие методические требования: 1. При всей важности и дидактической значимости хронологиче­ ских таблиц, нельзя злоупотреблять их составлением. Обращение к со­ ставлению хронологической таблицы должно быть дидактически обосно­ ванным и целесообразным. 2. Мотивация работы с таблицей. Предлагая составление той или иной таблицы, важно подчеркивать значение данной работы для усво­ ения материала урочной темы. Следует объяснить учащимся, для чего предлагается такая форма работы, к какому результату она должна приве­ сти. 3. Надо активнее побуждать учащихся к самостоятельному от­ бору материала в таблицу (в редких случаях таблица предлагается в гото­ вом виде). 4. Немаловажно воспитывать и прививать культуру работы с таблицей : таблица должна иметь название; графы таблицы должны быть озаглавлены; таблица должна завершаться выводом. 5. Учащиеся должны быть проинструктированы по всем орга­ низационным вопросам заполнения таблицы: форма (образец на доске или экране), объем таблицы, время, отводимое на ее заполнения, способ орга­ низации работы (фронтальная, индивидуальная самостоятельная, парная работа и т.д.); условия и критерии оценивания работы. Любая хронологическая таблица представляет собой хронологиче­ ский комплекс, который позволяет усвоить и запомнить даты во взаимо­ связи. Это весьма существенно, так как разрозненные даты запоминаются механически. При работе с датами важно всеми возможными способами и сред­ ствами усиливать элементы сознательного логического запоминания хро­ нологического материала. событий. Все это важно для понимания исторического движения во време- 101

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz