Крикун, Е. Л. Опыт организации общественного управления в российских школах // Совершенствование государственно-общественного управления образованием / Ком. по образованию Мурм. обл., Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования и культуры, Нац. упр. образования Финляндии, Муницип. Федерация образования Рованиеми. – Мурманск ; Рованиеми, 2007. – С. 31-47.

Другое направление благотворительности - общественно­ государственное - развивалось благодаря сложившемуся в России классу яр­ ких, одаренных предпринимателей, обладавших необыкновенной широтой души. Семейства Прохоровых, Бахрушиных, Морозовых, Сытиных состави­ ли славу и гордость отечественной благотворительности. Мануфактура Про­ хоровых на Всемирной выставке в Париже получила две золотые медали за организацию быта рабочих и создание учебных заведений. Государство по­ ощряло общественную инициативу частных лиц и добровольных обществ. В советское время большую роль в жизни образовательных учрежде­ ний стали играть родительские комитеты и школьные советы. Крупные предприятия брали шефство над школами, помогая им финансово, а также непосредственно в проведении различных хозяйственных работ и в решении других насущных вопросов. В период перестройки с начала 90-х годов XX века произошло карди­ нальное изменение нормативно-правового поля в сфере сотрудничества об­ разовательных и других государственных учреждений. Полностью разру­ шился институт шефства, сузилась деятельность профсоюзных организаций в учреждениях образования. Школы, лицеи, гимназии всеми силами стара­ лись сохранить связь родителей с образовательным учреждением, выстроить новые, ранее не практиковавшиеся отношения. Важным партнером для школ становился попечительский совет. Рассматривая эту форму самоуправления как проверенную временем, государственные органы исполнительной власти предоставили образова­ тельным учреждениям самим определить ее структуру. В постановлении Правительства РФ от 10.12.1999 г. № 1379 «Об утверждении примерного по­ ложения о попечительском совете общеобразовательного учреждения» ус­ ловно определены состав, характер и направления деятельности этого органа управления. При этом особенности его функционирования регулируются ло­ кальными нормативными актами самого образовательного учреждения. Основная цель создания попечительского совета, как бы ее ни ка­ муфлировали - привлечение дополнительных средств на нужды школы. Исходя из цели, основные задачи, которые помогает решить попечи­ тельский совет общеобразовательному учреждению, направлены на совер­ шенствование деятельности учреждения по: - привлечению финансовых средств на безвозмездной основе (меце­ натство, спонсорство, благотворительность); - осуществлению инвестиционных проектов; - аккумуляции внебюджетных средств; - формированию партнерских отношений с различными организациями; - организации добровольного труда родителей и обучающихся в обра­ зовательных учреждениях; - развитию материально-технической базы общеобразовательного уч­ реждения; ГЛАВА I. Развитие государственно-общественного управления образованием в России иМурманской области 39

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz