Крикун, Е. Л. Опыт организации общественного управления в российских школах // Совершенствование государственно-общественного управления образованием / Ком. по образованию Мурм. обл., Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования и культуры, Нац. упр. образования Финляндии, Муницип. Федерация образования Рованиеми. – Мурманск ; Рованиеми, 2007. – С. 31-47.
разовании» принцип государственно-общественного управления образова нием, конкретизированный п.п. 2 и 5 ст. 35 указанного Закона: «2. Управление государственными и муниципальными образователь ными учреждениями строится на принципах единоначалия и самоуправле ния. Формами самоуправления образовательного учреждения являются со вет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы. Порядок выборов органов самоуправ ления образовательного учреждения и их компетенция определяются уста вом образовательного учреждения. «...» 5. Разграничение полномочий между советом образовательного реждения и руководителем образовательного учреждения определяется уставом образовательного учреждения». Закон РФ «Об образовании» не определяет каких-либо отличий между попечительским и управляющим советами. Будут ли отличаться их функции, объем полномочий, способы формирования, организационная структура - зависит от того, как все эти признаки и свойства прописаны в уставе образо вательного учреждения. Реальная практика российских школ свидетельствует, что деятельность попечительских и управляющих советов не тождественна. Поэтому охарак теризуем функциональные возможности и назначение каждого из них, а за тем определим их сходство и различие. Современная российская школа, находясь в сложных экономических условиях, не может совершенствовать свою деятельность, развиваться без помощи попечителей. Традиции попечительства в отечественном просвещении имеют дав нюю и богатую историю. Наибольший размах эта деятельность приобрела в конце XIX - начале XX веков. К тому времени сформировались два направ ления благотворительности: государственно-общественное и общественно государственное. В первом случае государство выступало инициатором соз дания разного уровня попечительских советов: окружных, городских, меж- школьных, школьных. Члены императорской семьи, крупные государствен ные деятели, дворянство и купечество почитали за честь патронировать обра зовательные учреждения, активно участвовать в обустройстве их жизни. Име на императриц Марии Федоровны, Елизаветы Алексеевны, принца П.Г. Оль денбургского навсегда вписаны в историю российского просвещения. Дореволюционные попечительские советы ведали широчайшим кру гом вопросов, начиная с организации питания воспитанников, утверждения учебников, программ и заканчивая помощью малоимущим, проведением благотворительных концертов. Члены школьных попечительских советов приравнивались к государственным чиновникам, имели право носить мун дир чиновников 6-го разряда Министерства народного просвещения. ГЛАВА /. Развитие государственно-общественного управления образованием в России и Мурманской области 38
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz