Крикун, Е. Л. Опыт организации общественного управления в российских школах // Совершенствование государственно-общественного управления образованием / Ком. по образованию Мурм. обл., Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования и культуры, Нац. упр. образования Финляндии, Муницип. Федерация образования Рованиеми. – Мурманск ; Рованиеми, 2007. – С. 31-47.

механизм, который обеспечивает высокую активность учителей, учащихся, родителей. В зависимости от форм и методов можно выделить три группы педагогических советов: традиционные, современные интенсифицирован­ ные, нетрадиционные (альтернативные). Традиционные педагогические советы отличаются авторитарным сти­ лем общения администрации с учителями. Он проводится в классической форме на основе доклада с обсуждением. На заседании такого педагогиче­ ского совета может быть вместо доклада серия сообщений, объединенных одной тематикой. Современной интенсифицированной формой традиционного педсовета является педагогический совет - семинар-практикум. Он проводится как групповое занятие для повышения квалификации учителей и включает как теоретическое обсуждение, так и практические занятия по актуальным для школы вопросам и проблемам. Среди нетрадиционных педагогических советов, получивших распро­ странение в последнее десятилетие, можно назвать такие как деловая игра, педагогический совет в форме коллективного творческого дела, «круглый стол», диспут, дискуссия, конференция, педагогический консилиум, творче­ ский отчет, презентация, конкурс-аукцион, фестиваль и др. По составу участников педагогический совет может быть постоянным (в нем участвует весь педагогический коллектив), расширенным (с участием учеников, родителей и т.д.), объединенным с другим педагогическим кол­ лективом, малым (ограниченным по числу участников). По месту и роли в учебно-воспитательном процессе педсовет может быть тактическим или стратегическим; стартовым, текущим или итоговым; четвертным, полугодовым или годовым; внеочередным; по итогам проверок, смотров и т.п. Все педагогические советы связаны логикой, вытекают один из друго­ го, определяют перспективы последующих заседаний. Формы педсоветов, методика проведения, пути их подготовки опреде­ ляются содержанием, целями, составом участников, уровнем деятельности педагогического коллектива, реально сложившейся атмосферой и ситуацией в данной школе. Поэтому можно сказать, что педагогический совет - лицо школы. Педагогические советы как организационно-управленческие техно­ логии позволяют каждому учителю осознавать себя значимым субъектом образовательного процесса. Наряду с модернизацией педагогических советов в современных рос­ сийских школах активно развиваются и такие общественно-государственные формы управления как попечительский и управляющий советы. Они обеспе­ чивают эффективное взаимодействие местного сообщества и школы. Управляющий и попечительский советы образовательного учреждения имеют общую нормативную правовую основу создания и функционирова­ ния. Это провозглашенный ст. 2 Закона РФ (от 10.07.92 г. № 3266-1) «Об об­ ГЛАВА I. Развитие государственно-общественного управления образованием в России иМурманской области 37

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz