Крикун, Е. Л. Опыт организации общественного управления в российских школах // Совершенствование государственно-общественного управления образованием / Ком. по образованию Мурм. обл., Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования и культуры, Нац. упр. образования Финляндии, Муницип. Федерация образования Рованиеми. – Мурманск ; Рованиеми, 2007. – С. 31-47.
механизм, который обеспечивает высокую активность учителей, учащихся, родителей. В зависимости от форм и методов можно выделить три группы педагогических советов: традиционные, современные интенсифицирован ные, нетрадиционные (альтернативные). Традиционные педагогические советы отличаются авторитарным сти лем общения администрации с учителями. Он проводится в классической форме на основе доклада с обсуждением. На заседании такого педагогиче ского совета может быть вместо доклада серия сообщений, объединенных одной тематикой. Современной интенсифицированной формой традиционного педсовета является педагогический совет - семинар-практикум. Он проводится как групповое занятие для повышения квалификации учителей и включает как теоретическое обсуждение, так и практические занятия по актуальным для школы вопросам и проблемам. Среди нетрадиционных педагогических советов, получивших распро странение в последнее десятилетие, можно назвать такие как деловая игра, педагогический совет в форме коллективного творческого дела, «круглый стол», диспут, дискуссия, конференция, педагогический консилиум, творче ский отчет, презентация, конкурс-аукцион, фестиваль и др. По составу участников педагогический совет может быть постоянным (в нем участвует весь педагогический коллектив), расширенным (с участием учеников, родителей и т.д.), объединенным с другим педагогическим кол лективом, малым (ограниченным по числу участников). По месту и роли в учебно-воспитательном процессе педсовет может быть тактическим или стратегическим; стартовым, текущим или итоговым; четвертным, полугодовым или годовым; внеочередным; по итогам проверок, смотров и т.п. Все педагогические советы связаны логикой, вытекают один из друго го, определяют перспективы последующих заседаний. Формы педсоветов, методика проведения, пути их подготовки опреде ляются содержанием, целями, составом участников, уровнем деятельности педагогического коллектива, реально сложившейся атмосферой и ситуацией в данной школе. Поэтому можно сказать, что педагогический совет - лицо школы. Педагогические советы как организационно-управленческие техно логии позволяют каждому учителю осознавать себя значимым субъектом образовательного процесса. Наряду с модернизацией педагогических советов в современных рос сийских школах активно развиваются и такие общественно-государственные формы управления как попечительский и управляющий советы. Они обеспе чивают эффективное взаимодействие местного сообщества и школы. Управляющий и попечительский советы образовательного учреждения имеют общую нормативную правовую основу создания и функционирова ния. Это провозглашенный ст. 2 Закона РФ (от 10.07.92 г. № 3266-1) «Об об ГЛАВА I. Развитие государственно-общественного управления образованием в России иМурманской области 37
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz