Крикун, Е. Л. Опыт организации общественного управления в российских школах // Совершенствование государственно-общественного управления образованием / Ком. по образованию Мурм. обл., Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования и культуры, Нац. упр. образования Финляндии, Муницип. Федерация образования Рованиеми. – Мурманск ; Рованиеми, 2007. – С. 31-47.
ГЛАВА I. Развитие государственно-общественного управления образованием в России иМурманской области - Семейное воспитание сегодня - Социальная защита и реабилитация детей - Работа школы с родителями - Интеграция воспитательных усилий школы, семьи и общества - Социальная педагогика, педагогизация социума В живом образовательном процессе все указанные проблемы находят ся во взаимодействии, в движении, изменяются, проявляются то наиболее остро, то отодвигаются на задний план. Этим процессом управляют админи страция и методическая служба школы с помощью совещаний, семинаров, лекций, посещений уроков, индивидуальных бесед с учителями. Важнейшим средством управления, регулирования и разрешения возникающих проблем выступает педагогический совет. Он определяет пути и средства решения проблем, дает рекомендации на длительный срок, управляя уровнем и ре зультатами образовательного процесса. Искусство управления состоит и в том, чтобы предупредить многие проблемы, сгладить их остроту. Конкретная тема, встающая перед школой, трансформируется в пове стку дня педагогического совета, в которую включается: - освещение теории обсуждаемых вопросов, лучшего опыта в этой области; - состояние практики школы (результаты диагностики, анализ анкет, примеры уроков и т.д.); - обзор учебно-методического обеспечения; - рекомендации по затронутым проблемам. В каждой школе складывается своя технология педагогических сове тов. В связи с этим различают три модели их планирования: 1. Планирование в локально-модульной технологии исходит из ориента ции на наиболее актуальные для школы социально-педагогические проблемы (реализация ближних перспектив в пределах одного учебного года). Учитыва ется специфика темы, над которой работает школа. При этом в поле зрения оказываются лишь один-два модуля содержания педагогических советов. 2. Использование педагогического совета с другими средствами управ ления ( частно-методический уровень технологии, стратегия модульных из менений). В такой модели педагогические советы ориентируются на средне перспективное планирование, на последовательное рассмотрение основных проблем в ближайшие 2-3 года. 3. Педагогический совет может стать основным системообразующим средством построения и реализации программы развития школы. Такая его модель опирается на стратегическое, долгосрочное (3-5 лет) планирование на диагностической основе, рассчитанное на дальнюю перспективу охвата всех актуальных для школы проблем с диалектическим развитием уровня их рассмотрения на каждом следующем витке развития. Управление развитием школы с помощью педагогических советов от личается большим разнообразием методов и форм, которые определяют ре зультат воздействия на коллектив. Методы и формы - тот организационный 36
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz