Крикун, Е. Л. Опыт организации общественного управления в российских школах // Совершенствование государственно-общественного управления образованием / Ком. по образованию Мурм. обл., Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования и культуры, Нац. упр. образования Финляндии, Муницип. Федерация образования Рованиеми. – Мурманск ; Рованиеми, 2007. – С. 31-47.

- родителей (законных представителей) обучающихся всех ступеней общего образования; - работников общеобразовательного учреждения; - обучающихся, как правило, третьей ступени общего образования (ус­ тавом общеобразовательного учреждения может быть предусмотрено введе­ ние в управляющий совет учащихся второй ступени). В состав управляющего совета также входят руководитель общеобра­ зовательного учреждения и представитель учредителя, назначаемый прика­ зом соответствующего органа управления образованием. По решению управляющего совета в его состав могут быть приглаше­ ны и включены граждане, чья профессиональная или общественная деятель­ ность, знания, возможности могут позитивным образом содействовать функ­ ционированию и развитию данного общеобразовательного учреждения (ко­ оптированные члены управляющего совета). Общая численность управляющего совета определяется уставом обще­ образовательного учреждения. Количество членов из числа родителей не может быть меньше % и больше 1А. общего числа членов. Количество членов из числа работников образовательного учреждения не может превышать V* от общего числа членов. Остальные места в управляющем совете занимают руководитель общеобразовательного учреждения, представители обучаю­ щихся, кооптированные члены. Таким образом, если школьный коллектив и учредитель создают в об­ разовательном учреждении орган самоуправления под названием «управ­ ляющий совет», то они обязаны перечислить в уставе все вышеназванные признаки и функции управляющего совета. Если в 2004-2005 годах под руководством А.А. Пинского в рамках экспе­ римента прошла апробация 200 управляющих советов в семи регионах России, то с 2006 года управляющие советы созданы еще более чем в 30 регионах. В настоящее время стоит вопрос об утверждении Правительством РФ специального федерального Положения о школьном управляющем совете, аналогичного Положению о попечительском совете школы. Итак, если попечительский совет является органом самоуправления по­ печительской деятельностью в форме благотворительности, то управляющий совет под видом «формы самоуправления», предусмотренной Законом, явля­ ется коллегиальным представительным органом реального совместного управ­ ления школой со стороны учредителя, директора, представителей учителей, ра­ ботников школы, учащихся и их родителей, представителей «внешкольной», но заинтересованной в делах школы активной общественности, т.е. действующим органом государственно-общественного управления образованием в школе. Различия между этими двумя структурами не существенны, но значи­ мы для анализа управляющих процессов, происходящих в современной об­ разовательной системе. Более детально эти различия представлены в сравни­ тельной таблице. ГЛАВА /. Развитие государственно-общественного управления образованием в России и Мурманской области 46

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz