Крикун, Е. Л. Опыт организации общественного управления в российских школах // Совершенствование государственно-общественного управления образованием / Ком. по образованию Мурм. обл., Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования и культуры, Нац. упр. образования Финляндии, Муницип. Федерация образования Рованиеми. – Мурманск ; Рованиеми, 2007. – С. 31-47.

бор оптимальной модели попечительского совета; технологии саморазвития попечительского совета; технологии поиска внебюджетных источников фи­ нансирования; бухгалтерский учет и налогообложение в общественных фор­ мированиях, выполняющих попечительские функции. Повышению престижа попечителей способствовал организованный департаментом Пермской области при участии Центра развития попечитель­ ства первый областной конкурс «Попечитель образования», который на мес­ тах имел большой резонанс. Все это создает условия для стимулирования попечительской деятель­ ности в регионе, для создания общественных формирований, сочетающих традиционную для России благотворительную деятельность с новыми соци­ альными технологиями, помогающими выстраивать партнерские отношения школы со значимым окружением. Помимо попечительского совета в образовательном учреждении может быть создан управляющий совет, который как и другие органы самоуправ­ ления обеспечивает государственно-общественный характер управления об­ разовательным учреждением. Активное создание управляющих советов в общеобразовательных уч­ реждениях РФ началось с 2004 года в связи с проведением федерального экс­ перимента по введению управляющих советов. Эксперимент начался в ряде территорий нашей страны (Республике Карелия, Красноярском крае, Москов­ ской, Калининградской, Ярославской областях, Южном округе Москвы). Суть и назначение эксперимента, одобренного письмом министра об­ разования и науки РФ А.А. Фурсенко, - апробация моделей структуры, функ­ ций, создания и организации деятельности новых органов государственно­ общественного управления школой - школьных управляющих советов. Автором идеи управляющего совета школы и руководителем проекта яв­ ляется директор Центра проблем социально-экономического развития института развития образования ГУ-ВШЭ, кандидат педагогических наук А.А. Пинский. Основной задачей на первом этапе эксперимента в 2004 году была подготовка к грамотному и легитимному созданию управляющих советов, внесению изменений в уставы школ, проведению первых выборов в управ­ ляющие советы, их регистрация. Важным промежуточным итогом стало соз­ дание в начале 2005 года нескольких десятков управляющих советов. На втором этапе, который проходит в настоящее время, на федераль­ ном и региональном уровнях решается несколько взаимосвязанных задач. Их можно условно разделить на две группы: 1. Организация деятельности управляющих советов (эта задача решается преимущественно на местах, в конкретных школах). 2. Сопровождение и обеспечение деятельности управляющих советов (эти задачи решаются в центре и на местах). Опыт первых управляющих советов изучается, апробируется и внедря­ ется. 20 пилотных школ из разных регионов России модернизируют свои ГЛАВА I. Развитие государственно-общественного управления образованием в России и Мурманской области 43

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz