Крикун, Е. Л. Опыт организации общественного управления в российских школах // Совершенствование государственно-общественного управления образованием / Ком. по образованию Мурм. обл., Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования и культуры, Нац. упр. образования Финляндии, Муницип. Федерация образования Рованиеми. – Мурманск ; Рованиеми, 2007. – С. 31-47.
бор оптимальной модели попечительского совета; технологии саморазвития попечительского совета; технологии поиска внебюджетных источников фи нансирования; бухгалтерский учет и налогообложение в общественных фор мированиях, выполняющих попечительские функции. Повышению престижа попечителей способствовал организованный департаментом Пермской области при участии Центра развития попечитель ства первый областной конкурс «Попечитель образования», который на мес тах имел большой резонанс. Все это создает условия для стимулирования попечительской деятель ности в регионе, для создания общественных формирований, сочетающих традиционную для России благотворительную деятельность с новыми соци альными технологиями, помогающими выстраивать партнерские отношения школы со значимым окружением. Помимо попечительского совета в образовательном учреждении может быть создан управляющий совет, который как и другие органы самоуправ ления обеспечивает государственно-общественный характер управления об разовательным учреждением. Активное создание управляющих советов в общеобразовательных уч реждениях РФ началось с 2004 года в связи с проведением федерального экс перимента по введению управляющих советов. Эксперимент начался в ряде территорий нашей страны (Республике Карелия, Красноярском крае, Москов ской, Калининградской, Ярославской областях, Южном округе Москвы). Суть и назначение эксперимента, одобренного письмом министра об разования и науки РФ А.А. Фурсенко, - апробация моделей структуры, функ ций, создания и организации деятельности новых органов государственно общественного управления школой - школьных управляющих советов. Автором идеи управляющего совета школы и руководителем проекта яв ляется директор Центра проблем социально-экономического развития института развития образования ГУ-ВШЭ, кандидат педагогических наук А.А. Пинский. Основной задачей на первом этапе эксперимента в 2004 году была подготовка к грамотному и легитимному созданию управляющих советов, внесению изменений в уставы школ, проведению первых выборов в управ ляющие советы, их регистрация. Важным промежуточным итогом стало соз дание в начале 2005 года нескольких десятков управляющих советов. На втором этапе, который проходит в настоящее время, на федераль ном и региональном уровнях решается несколько взаимосвязанных задач. Их можно условно разделить на две группы: 1. Организация деятельности управляющих советов (эта задача решается преимущественно на местах, в конкретных школах). 2. Сопровождение и обеспечение деятельности управляющих советов (эти задачи решаются в центре и на местах). Опыт первых управляющих советов изучается, апробируется и внедря ется. 20 пилотных школ из разных регионов России модернизируют свои ГЛАВА I. Развитие государственно-общественного управления образованием в России и Мурманской области 43
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz