Крикун, Е. Л. Краеведческий модуль в системе школьного исторического образования // VII Ушаковские чтения, [Мурманск, 11-13 марта 2010 г.] / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. гуманитар. ун-т [и др.]. – Мурманск, 2011. – С. 198-201.

E.JJ . Крикун КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МОДУЛЬ В СИСТЕМЕ ШКОЛЬНОГО ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Краеведение - это широкая сфера культурно-просветительной, на­ учной, памятнико-охранительной деятельности не только ученых-специа- листов, но и всех местных жителей, включая школьников. Вместе с тем это специфическая область исторического знания и важный компонент содер­ жания гуманитарного образования. Издавна передовая педагогическая мысль стремилась обосновать необходимость использования местного материала в образовательно­ воспитательных целях. На рубеже ХХ-ХХІ вв. проблемы краеведения и регионализации школьного исторического образования вновь оказались в центре внимания педагогической общественности. Общепризнанным среди ученых-методи- стов стало положение о том, что школьники должны иметь сбалансиро­ ванное представление о событиях местной, региональной, национальной и всемирной истории. При этом именно материал местной, локальной исто­ рии содержит огромный потенциал для формирования гражданина, пат­ риота Отечества и своего края, активно способствует развитию интереса молодежи к своему историческому прошлому. Академик Д.С. Лихачев, говоря о значении краеведения в воспита­ нии граждан страны, справедливо отмечал, что чувство Родины нужно за­ ботливо взращивать, прививать духовную оседлость и если не будет кор­ ней в родной местности, в родной стороне - будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати-поле1. В разряде дидактических проблем, пожалуй, самыми сложными и актуальными являются подходы к разработке моделей регионального ком­ понента содержания общего образования и связей краеведческого мате­ риала с содержанием базовых курсов истории. Этим проблемам посвящены исследования, как на общероссийском, так и на внутреннем региональном уровне (О.Ю. Стрелова, А.Е. Сейнен- ский, В.В. Дранишников, А.А. Штец и др.). Разработка универсальной модели регионального компонента со­ держания образования невозможна из-за его специфики в различных субъ­ ектах Российской Федерации. Поэтому педагогические сообщества в от­ дельных регионах и субъектах РФ идут своим путем. Дидактические модели совмещения регионального и федерального компонентов содержания исторического образования также разнообразны. В современной школьной практике используются такие варианты, как: 1 Сейненский А.Е. Родной край: страницы истории. В помощь педагогу-краеведу. - М.: Интерпракс, 1994. - С. 8. 198

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz